logo
отвты на госы

96. Техники консультирования: подходы и приемы, используемые в индивидуальной и групповой работе.

  • Консалтинг может быть предложен заказчику не просто как консультативная услуга в виде инициальной встречи, но и в иных формах. Например, достаточно часто консалтинговые услуги предоставляются в форме мероприятия, которое называется тренинг.

  • 3 основные возможности предоставления услуг:

  • 1. тренинг

  • 2. коучинг

  • 3. кейс-метод.

  • Групповая работа:

  • Тренинг.

  • Результатом в тренинге, т.е. тем, ради чего он проводится всегда выступает личность (сотрудник организации) с новыми (измененными) свойствами, качествами, возможностями, состояниями. Тогда как в других случаях конечным ожидаемым результатом может быть к примеру принятое решение по какой-либо важной для организации проблеме.

  • Тренинг -кратковременная сжатая форма групповой работы с четкой драматургией и с четко поставленной задачей. Кроме того эта форма групповой работы всегда предполагает включение в нее психологических элементов. Это занятия, которые длятся от 1 дня до 5 дней с одной проблемой.

  • Классификация тренингов:

  • 1. Психотерапевтическое. Проработка индивидуальных сложных проблем, выявление причин и т.д. Направлено на выработку оптимальных поведенческих стратегий. Открывает для человека новый фокус проблемы, ее постановки, работает с самоотношением и с самовосприятием в трудных для человека ситуациях.

  • 2. Работа, направленная на повышение индивидуальных компетенций. Тренинги личностного роста. Тренируются навыки целеполагания, эффективного поведения, работа с самооценкой, уровнем притязания. Тренируются навыки самоактуализции, контроля над собой.

  • 3. Социально-психологическое. Коммуникационные тренинги. Развитие коммуникативных навыков, обучение умению самопрезентации, саморекламы, вырабатывание деловых характеристик и т.д.

  • 4. Специализированная работа. Бизнес-тренинг. Работа ведется в направлении овладевания человеком каких-либо навыков в какой-нибудь области. Тайм-менеджмент - управление рабочим временем.

  • В той или иной степени любое из этих направлений присутствует в проводимом тренинге.

  • Иногда сценарий проведения тренинга пишется целиком. Начинается тренинг обычно со знакомства. Затем следует последовательное выполнение упражнений. Каждое упражнение со своим основанием глубокой работой. По завершению - грамотное синтезирующее окончание. По ходу выполнения упражнений открывается личность человека и на поверхность выходит то, что ранее было для него скрытым. Это результат глубинной работы.

  • Человек становится психологически открытым. Это важно для работы. Но это также означает, что человек становится психологически уязвим. Нельзя его оставлять в таком разобранном состоянии. Для этого существуют интегративные и сепаративные техники, которыми должен владеть тренер.

  • Грамотный тренер в конце занятия должен обеспечить момент сепарации - отделения участника от группы в психологическом смысле.

  • Критерии отбора:

  • - проводится или не проводится предварительная диагностика участников.

  • - нужно посмотреть на компетенцию тренера (специальное образование, дополнительную подготовку, философию его работы, обязательна дополнительная сертификация), достаточный опыт работы в этом направлении, професс. этика и личностные возможности тренера.

  • Кейс-метод.

  • Кейс (англ. case study - исследование, анализ случая) - это смоделированная рабочая ситуация, вызывающая дискуссию, требующая анализа и предложений по эффективному решению проблемы. По сути, кейс - достаточно подробное описание отдельно взятой конкретной ситуации, содержащей в себе определенную проблему, вопрос и не всегда имеющей единственно правильный ответ.

  • Кейс-метод зародился в 20-е гг. прошлого столетия в Гарварде и сначала использовался исключительно как метод обучения. В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study - гарвардская (американская) и манчестерская (европейская). Для первой школы целью метода является обучение поиску наиболее верного решения, а вторая предполагает несколько вариантов решения. Американские кейсы больше по объему (20 - 25 страниц текста плюс 8 - 10 страниц иллюстраций), объем европейских кейсов в полтора - два раза короче. В любом случае кейс содержит достаточную информацию о самой ситуации, о том, как она развивается, кто участвует в ее развитии, когда должен быть получен результат и каковы критерии его эффективности, какими ресурсами располагает человек, решающий поставленную проблему.

  • Метод кейсов способствует развитию умению анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления.

  • У кейс-метода есть свои признаки и технические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения. Мы будем рассматривать европейский вариант. Для него характерны:

  • 1. Наличие модели ситуации, состояние которой описывается в некоторый момент времени - ситуация имеет свои пределы, начало и конец.

  • 2. Многоальтернативность решений. Это ключевая характеристика, поскольку именно в отсутствии единственно правильного решения и заключается обучающее начало этого метода.

  • 3. Единая цель при выработке решений. Она, как правило, вытекает из проблемы, сформулированной в содержании задания.

  • 4. Наличие системы оценки деятельности по решению кейса. Обычно применяются оценочные формы, содержащие критерии эффективности решения и шкалу оценки, чаще всего чек-листы.

  • Преимущества кейс-метода обучения персонала:

  • 1. В рамках кейс-метода имитируются отдельные аспекты профессиональной деятельности, что позволяет развивать актуальные знания, умения и навыки, эффективные модели поведения, причем в непосредственной и неразрывной связи с конкретным видом деятельности.

  • 2. Использование кейс-метода позволяет существенно сэкономить временные ресурсы. Обучаемый не только овладевает определенным объемом теоретических знаний, но и имеет возможность сразу же применить их на практике, опробовать те или иные варианты решений.

  • 3. Обучение происходит не путем пассивного усвоения информации, а через осознание собственных эффективных и неэффективных действий, при этом эффективные модели поведения получают положительное подкрепление, что значительно повышает результативность их дальнейшего использования.

  • Мастер-класс.

  • На сегодняшний день одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний.

  • Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

  • Мастер-классы похожи на компактные курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше. Мастер-класс — это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками.

  • Отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм.

  • Часто на мастер-классе предоставляется возможность попрактиковаться под контролем преподавателя. Мастер-класс — это двусторонний процесс, с непрерывным контактом «преподаватель-слушатель».

  • Также формами групповой работы являются семинары и лекции. Семинар (лат. seminarium — буквально:"рассадник", "теплица") — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Семинары — эффективная форма подготовки инженерных и научно-педагогических кадров в вузах.

  • Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.

  • Новой формой является вебинар. Вебинар — это «виртуальный» семинар, организованный посредством Интернет-технологий. Вебинару присущ главный признак семинара — интерактивность. Преподаватель или преподаватели делают доклад, показывают слайды, рисуют на виртуальной "классной доске" проводят опросы, демонстрируют экран свое компьютера, слушатели задают вопросы (голосом или в чате), а ведущие на них отвечают.

  • Индивидуальная работа:

  • Коучинг.

  • Это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни. Спрос на услуги коучей в развитых странах (США, Канада, Великобритания, Франция) непрерывно растёт. Это связано с его высокой эффективностью и абсолютной универсальностью. Сегодня это учение успешно применяется во всех сферах жизни и бизнеса.

  • Основная задача - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. Суть подхода заключена в раскрытии спящего внутреннего потенциала, и приведении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека.

  • Люди становятся более эффективными, совершенными, гораздо быстрее и легче достигают то, чего действительно желают, когда у них есть коуч, который сопровождает и может профессионально помогать им.

  • Коучинг – это не советы и наставления, не консультирование и не обучение это, прежде всего, вопросы. Вопросы, которые коуч задаёт своему клиенту. Процесс поиска ответа на вопросы коуча позволяет клиенту по-новому взглянуть на ситуацию, найти решение, порой совершенно неожиданное, обнаружить скрытые возможности, о которых раньше и не подозревал.

  • На каждой коуч-сессии происходит целый ряд качественных изменений: проблема превращается в конкретную задачу, чётко сформулированную задачу. Определяются и уточняются жизненные цели и приоритеты. Обнаруживаются скрытые ресурсы. И, что очень важно, усваивается позитивный подход к решению любых жизненных проблем и задач, новый алгоритм их решения.

  • Можно выделить ряд областей, где коучинг наиболее эффективен: Решение какой-либо конкретной задачи. Коучинг в этой области помогает прояснить задачу, найти наиболее эффективные пути её решения, позволяет правильно расставить приоритеты и найти все необходимые ресурсы. Особенно это характерно для бизнес-коучинга, когда требуется найти оптимальное решение какой-либо конкретной бизнес-задачи.

  • Повышение личной эффективности. Здесь коучинг направлен, в первую очередь, на снятие поведенческих и ментальных ограничений, которые мешают достижению успеха в жизни или же в каком-то конкретном деле. В процессе коучинга человек значительно расширяет для себя границы возможного, вырабатывает новую модель поведения и коммуникации, которая в наибольшей степени соответствует его целям. Кроме того, коучинг позволяет обнаружить скрытые ресурсы и в полной мере использовать их.

  • Достижение жизненного баланса. Очень многие люди не знают, чего именно они хотят на самом деле, не осознают, что для них действительно важно, а что нет. Это вызывает дисбаланс в жизни человека, который в свою очередь ведёт к другим нежелательным последствиям. Коучинг позволяет выявить подлинные жизненные цели, чётко расставить приоритеты, сбалансировать жизнь. Причём это может касаться как всей жизни в целом, так и отдельных её аспектов, например карьеры, бизнеса и так далее. Такой подход характерен для лайф-коучинга.

  • Ситуации выбора и принятия решений. Привычное мышление часто не позволяет выйти за пределы типовых представлений о сложившейся ситуации. Коучинг способствует такому выходу. Коуч помогает всесторонне и взвешенно рассмотреть все возможные варианты действий, их возможные последствия и выбрать тот вариант, который в наибольшей степени соответствует достижению поставленной цели и существующим возможностям.

  • Поиск нового алгоритма решения задач. В процессе коучинга клиент помимо решения основной своей задачи получает ещё и обучение. Как правило, он усваивает для себя новый гораздо более позитивный взгляд на жизнь, на окружающих, на ситуацию. Он усваивает новый алгоритм решения возникающих в его жизни проблем, к которым он теперь будет подходить не как к проблемам, а как к задачам, имеющим вполне конкретное решение. Такой подход уже сам по себе значительно повышает эффективность человека в любой области деятельности. Это обеспечивает долговременный устойчивый эффект от работы с коучем.

  • Тет-а-тет.

  • тет-а-тет - (фр., букв, "голова в голову"; рус. "с глазу на глаз"), ситуация нахождения наедине, без посторонних свидетелей. Применяется в психологическом консультировании.