79. Виды, формы и модели коммуникации. Определение и признаки массовой коммуникации.
Определения коммуникации:
общение между индивидами, передача информации с помощью определенных знаков (жестов, слов, графических изображений и др.).
Процесс закладки смысла с одной стороны, и восприятие – с другой.
Классификация видов коммуникации:
В зависимости от субъектов, участвующих в коммуникации:
-автокоммуникация – человек коммуницирует сам с собой;
- рефлексия – самонаблюдение;
- ведение дневников;
- межличностная;
- групповая (социальная) – общающимися субъектами выступают соц. группы;
- массовая – сообщения отправляются по каналам ММ массовой аудитории;
- глобальная коммуникация – появилась несколько десятилетий назад;
- экстроличностная – общение человека с машинами, новыми технологиями;
По способу связи: непосредственная опосредованная (технически и социально);
По знакам, использующимся в коммуникации: вербальная, невербальная
По социальной организации: формальная, неформальная, стихийная (митинг), институциональная (организованная), односторонняя, двухстононняя.
Модели коммуникации:
МК зависит от того, с позиции какой дисциплины она формулируется, а также от потребности сферы, в которой создается модель. Модели МК начинают складываться в 20-40е гг.
Пол Лазерсфельд – двухступенчатая модель МК – информация от СМИ поступает лидерам мнений, а от них менее активным слоям населения. Выводы были сделан на основе исследований – опросов населения в США. Позднее модель дополнялась и критиковалась.
Атомарный подход – Согласно подходу аудитория СМИ представляет совокупность разрозненных лиц – атомов. Черты аудитории СМИ:
- анонимность;
- разобщенность (люди представляют различные слои общества);
- отсутствие массовых коммуникаций (аудитория не является организованным сообществом, не может действовать совместно, выступать под единой целью)
ММ рассматривается как инструмент воздействия на массы, влияние ММ на аудиторию очень сильно.
Гарольд Лассуэл. Ему принадлежит 5и компонентная модель коммуникации (опубликована в 1948г): 1-Кто говорит, 2-Что говорится, 3-По какому каналу, 4-Кому говорится, 5-с каким эффектом. Впоследствии Лассуэл расширил модель 2 элементами: средства сообщения, намерения коммуникатора.
Лассуэл изучал пропаганду во времена I мировой войны: определял пропаганду как контроль за общественным мнением. Идея «волшебная пуля» - воздействие на каждого индивида напрямую, без лидеров. Представления о том, что нужно подобрать определенную систему стимулов сообщений, чтобы добиться определенной реакции.
Клод Шеннен. Вводит понятие шума – все, что мешает получить сообщение в целостном виде. Идея об избыточности языка. Модель Шеннена сформулирована в 40е гг., напоминает устройство телефона. Элементы: источник информации, канал передачи, приемник, конечная цель. Затем модель была изменена и дополрнена до 6 компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство, приемник.
Якобсон. Модель акта или события: адресат + адресант; их контакт через сообщение; сообщение написано с помощью кода; важен контекст для понимания смысла послания.
Вахтин – модель диологизма:
- коммуникация невозможна без того, кому она адресована (без слушающего нет говорящего);
- любая коммуникация развертывается в определенном контексте, который предполагает единство места и времени.
Маршал Мак-Люэн – более поздняя модель 60х гг., относится к телевидению. Центральный тезис – «медиа есть сообщение», т.е. канал коммуникации определяет само сообщение.
Признаки МК:
Публичность, открытость;
Высокая степень частоты, регулярности, быстроты (сообщение достигает аудитории быстро);
Одновременность воздействия на различные группы и аудитории, рассредоточенность в пространстве;
Косвенный, опосредованный контакт общающихся сторон;
Институциональный характер массовой коммуникации (МК невозможна без определенных технических средств, которые используют определенные институты);
Универсальный характер сообщений -> определенная стандартизация.
Дополнительные признаки по Федоровой:
СМК включают в себя дистанционные способы передачи информации;
Информация направляется большим массивом разрозненной и анонимной для источника аудитории;
СМК работает как промышленное производство. Взаимоотношения между производителем продукта и потребителем подчиняются законам рынка – медиапродукт обменивается на деньги либо на внимание аудитории, что выгодно для рекламодателей;
Производство информационных продуктов сложно технически;
Устойчивость отношений аудитории и СМИ.
- 1. Роль и функции рекламной деятельности в обществе. Социальная ответственность в рекламе.
- 2 Реклама в системе социальной коммуникации. Основные субъекты рекламной деятельности.
- 3 Понятие рекламной кампании. Классификация рекламных кампаний.
- 5.Специфика управления международной рекламной деятельностью Стратегии стандартизации и дифференциации.
- 7. Факторы появления международной и глобальной рекламы (экономические, культурные, мединые). Глобальные бренды (признаки, атрибуты), специфика и подходы к их продвижению.
- 8. Реклама как социальный институт. Основные элементы, специфика процесса институцализации рекламы в России.
- 9. Эволюция рекламы как массового явления: основные факторы.
- 10. Общество потребления. Роль рекламы в формировании и изменении ценностей, стиля жизни и социальной мобильности.
- 11. Гендерные стереотипы в рекламе, репрезентации мужественности и женственности. Гендерные особенности национальной (российской) и интернациональной рекламы.
- 12. Предмет социологии рекламы. Место социологических исследований в стратегии рекламной кампании.
- 13 Основные характеристики целевых аудиторий и методы их определений
- 14. Основные направления исследований в сфере рекламной деятельности. Место рекламных исследований в системе маркетинговой информации предприятия.
- Вопрос 15. Основные составляющие программы исследования в рекламе. Краткая характеристика основных этапов исследования.
- 16. Проблемная ситуация и проблема. Этапы формулировки проблемы, целей и задач исследования, разработка основных гипотез.
- 17. Сравнительная характеристика качественных и количественных методов в исследованиях в рекламной деятельности.
- 18. Понятие тенденциозности исследования, способы преодоления. Этический кодекс исследователя.
- 19. Цели и задачи количественных исследований в рекламной деятельности. Их классификация.
- 20. Цели и задачи качественных исследований в рекламной деятельности. Их классификация.
- 21. Методы анализа рекламных текстов. Специфика применения контент-анализа к решению задач рекламы.
- Вопрос 23. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере рекламной деятельности
- Признаки юридической ответственности:
- Ответственность за нарушение закона о рекламе
- 24. Особенности правового регулирования отдельных видов рекламы: в радио и телепередачах, рекламы в периодических печатных изданиях, наружной рекламы, рекламы на транспортных средствах.
- 25. Особенности рекламы отдельных видов товаров и услуг и их правовое регулирование.
- Вопрос 26. Правовая защита авторских прав. Ответственность за нарушение прав авторов в рекламной деятельности.
- Гражданско-правовая ответственность
- За нарушение авторских прав
- Административная ответственность за нарушение авторских прав
- Уголовная ответственность за нарушение авторских прав
- Вопрос 27. Правовая охрана средств индивидуализации участников рекламной деятельности и производимых ими работ, услуг.
- 27.Правовая охрана средств индивидуализации участников рекламной деятельности и производимых ими работ, услуг
- 28. Тенденции развития российского рекламного рынка
- 29.Сущность и задачи рекламного менеджмента.
- 30.Роль и функции основных субъектов рекламного менеджмента.
- 31. Рекламные агентства: виды, структура, функции.
- 32. Экономическая сущность рекламных услуг.
- 33. Особенности маркетингового анализа рынка рекламы.
- Vобщ - общий доступный объём рекламных площадей (времени, конструкций и т.П.),
- 34.Оценка конкурентоспособности рекламного агентства. Качество рекламных услуг и подходы к его определению.
- 35 Сущность и содержание понятия «бренд». Модель построения брендов
- 36.Понятие и стратегические задачи бренд - менеджмента.
- 37 Стратегическое управление брендами: понятие, методы стратегического расширения брендов, архитектура брендов.
- 38 Исключен
- 39 Количественные методы оценки стоимости бренда
- 40 Основные этапы разрабоки стратегии ркламной кампании и их характеристики
- 41.Практики ценообразования на российском рекламном рынке.
- 42. Разработка бюджета рекламной кампании: существующие подходы.
- 43.Понятие уникального торгового предложения.
- 45 Убран
- 46 Медиа план: понятие…
- 47 Основные показатели, используемые в медиапланировании
- 48. Стратегии медиапланирования: частоты, охвата, распределения во времени.
- 49. Проблемы эффективности рекламы. Пути ее изучения.
- 50 Экономические критерии эффективности рекламы.
- 51.Корпоративная идентичность в рекламной деятельности компании.
- 52.Корпоративная и организационная культура: понятие, функции, трансляция.
- 53. Внутрикорпоративный пиар: задачи и инструменты.
- 54. Корпоративная реклама: понятие, задачи, инструменты.
- 55. Корпоративный имидж: структура, функции, элементы формирования.
- 56. Фирменный стиль как элемент визуального имиджа компании.
- 57. Психология восприятия потребителя. Эмоциональный отклик и создпание настроения в рекламе.
- 58. Обработка, запоминание и воспроизведение информации. Организация внутренних представлений. Методы привлечения внимания в рекламе.
- 59. Психология потребительского поведения: принятие решения о покупке, оценка цены, обращение с вещами, деньгами.
- 60. Методы психологического воздействия в рекламе: вербально-суггестивная, психоаналитическая и имиджевая концепции.
- 61. Социально-психологический и потребностно-мотивационный подходы в рекламе.
- 62. Методы психологического исследования в рекламе.
- 63.Перцептивная , коммуникативная и интерактивная сторона общения в деловой сфере.
- 2. Голос
- 3. Внешний вид
- 4. Жесты
- 5. Поза
- Когда два человека работают в соавторстве над какой–нибудь проблемой, они обычно занимают позицию делового взаимодействия.
- Положение партнеров друг против друга обычно создает атмосферу соперничества. Разговор в такой позиции должен быть коротким и специфичным.
- 64. Реклама и pr: общее и различие.
- 65. Понятие и особенности социальной рекламы.
- 66.Предвыборная кампания как особый вид рекламной и pr- деятельности.
- 67.Имидж политического лидера: составляющие и способы построения.
- 68. Понятие речевого воздействия, его виды и особенности в массовой коммуникации.
- 69. Филологический, семиотический подходы к изучению речевого воздействия в рекламе.
- 70. Психолингвистический подход к изучению речевого воздействия в рекламе
- 71. Бихевиористические, перцептивные и балансные модели убеждающей речи.
- 72. Структура и алгоритм создания рекламного текста. Правила создания и требования к его компонентам.
- 73. Слоганы: их виды, приёмы, используемые при разработке.
- 74.Особенности рекламных текстов на различных носителях: тв и радио.
- 75.Особенности рекламных текстов на различных носителях: наружная реклама и реклама в местах продаж.
- 76. Синтаксические средства оптимизации речевого воздействия в рекламных текстах. Средства экспрессивного синтаксиса в рекламе.
- 77. Фонетические средства и приемы в рекламных текстах.
- 78. Лексика в рекламных текстах (абстрактная и конкретная, общеупотребительная и специальная, неологизмы, жаргонизмы, фразеологизмы).
- 79. Виды, формы и модели коммуникации. Определение и признаки массовой коммуникации.
- 80. Структурно-функциональный подход к мк: функции масс-медиа в обществе (г. Лассуэл, п. Лазарсфельд, Мертон, н. Луман).
- 81.Теории информационного и глобального общества ( м. Маклюэн, э. Тоффлер, м. Кастелье). Тенденции развития и черты глобальной коммуникации. Международные средства распространения рекламы.
- 82.Источники коммерческой прибыли.
- 83. Инфраструктура коммерческой деятельности.
- 84 Основные принципы и приемы управления клиентской базы
- 85.Современный комплекс маркетинга. Краткая характеристика его главных компонентов и место рекламы в нем.
- Комплекс маркетинга
- 86. Стратегии целевого маркетинга: позиционирование товара и сегментирование рынка. Особенности их реализации в коммуникативной политике.
- 87. Спрос и закономерности его формирования.
- 88. Цели и функции коммуникативной политики предприятия.
- Вопрос 5. Методы коммуникативной политики предприятия.
- 89.Методы коммуникативной политики предприятия и место рекламы среди них.
- 90. Специфика пред- и посттестирования рекламы: задачи, основные индикаторы и методики.
- Вопрос 91. Перспективы применения экспертных оценок в разработке и оценке рекламы.
- 92. Характеристика индивидуальных и групповых методов получения экспертных оценок.
- 93. Современное состояние рынка консалтинговых услуг. Специфика консультационного продукта.
- 94. Экспертный консалтинг: области применения и решения задач.
- 95. Процессуальный консалтинг. Механизм предоставления консалтинговых услуг.
- 96. Техники консультирования: подходы и приемы, используемые в индивидуальной и групповой работе.
- 97. Понятие «выставки» и «ярмарки». Классификации выставок. Основные субъекты выставочной деятельности. Цели и принципы участия предприятия в выставках.
- 98. Подготовка и планирование участия в выставке экспонента. Этап проведения и послевыставочная стадия.
- 99. Презентация: определение, типы, этапы подготовки и проведения.
- 100.Инструменты и принципы мерчандайзинга.
- Запас расположение представление
- 101 Виды рекламных роликов. Тема, идея, сверхзадача рекламном ролике. Драматизация. Конфликт.
- 102 Композиция рекламного сценария
- 103 Композиционные особенности построения кадра
- 104 Монтаж и его виды
- 105 Панорамирование со статичной точки
- 106 Монтаж звука, спецэффекты
- 107Допечатные процессы.
- 108.Способы печати: преимущества и ограничения, области применения.
- 109. Виды Интернет – рекламы. Особенности ее разработки.
- 110. Наружная реклама. Виды,основные особенности.
- 111. Профессиональные объединения на российском рынке рекламы.