logo
отвты на госы

1. Роль и функции рекламной деятельности в обществе. Социальная ответственность в рекламе.

Рекла́ма (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Роль рекламы в обществе.

Реклама выступает в качестве инструмента системы организации массового сбыта и является одной из основных движущих сил, которые способствовали повышению жизненного уровня как в нашей стране, так и во всем мире. Популяризируя материальные, социальные и культурные возможности свободного предпринимательства, потребительского общества, реклама стимулирует рост производительности труда как среди руководящих, так и среди рядовых работников.

Первой и важнейшей ролью рекламы в нашей жизни является донесение информации до потребителей. Рассказывая людям о достоинствах того или иного товара, реклама помогает им какой - то степени лучше ориентироваться в огромном количестве товаров и услуг, а также подобрать все необходимое. И не смотря на то, что на первых порах становления рынка в нашей стране реклама во многих своих проявлениях несла не совсем правдивую информацию, а зачастую была откровенной фальшивкой, сейчас она все больше и больше выполняет свою информационную роль.

Создавая перед потребителями привлекательную картинку доступных им товаров, реклама направляет их на приобретение. Например, с помощью рекламы для каждой марки и модели автомобилей на рынке был создан собственный имидж.

Можно выделить образовательную роль рекламы в обществе. Она способствует распространению определенных узких знаний из различных сфер человеческой деятельности, в процессе появления новых товаров и технологий на рынке, и нередко прививает потребителям определенные практические навыки. Реклама служит также и общественным нуждам. Например, СМИ свой основной доход получают от рекламы.

Реклама служит также и общественным нуждам. Средства массовой информации, к примеру, свой основной доход получают от рекламы. Это создает более благоприятные условия для свободы прессы, поскольку она не зависит от государственной поддержки.

Кроме того, различные рекламные организации также способствуют расширению и росту понимания важных общественных кампаний за счет бесплатного размещения такой рекламы. "Красный крест", местные фонды, "Юнайтед Уэй" и другие некоммерческие организации постоянно получают добровольную помощь и финансовую поддержку благодаря действенности рекламы).

И наконец, реклама имеет как позитивное, так и негативное воздействие на общество, в результате чего происходят важные социальные и правовые перемены. Так, реклама каждодневно воздействует на абсолютное большинство населения. Она направляет потребителей на приобретение товара. Это способствует формированию покупательских предпочтений, а также становлению определенных стандартов мышления и социального поведения различных слоев населения.

Реклама, влияя на правовые явления, и сама оказывается под значительным влиянием тех самых законов, в подготовке и принятии которых она сыграла не последнюю роль. Характер рекламы, ее содержание и форма претерпевают кардинальные изменения вместе с развитием общества.

Функции рекламы.

Информационная (распространять в массовом масштабе информацию о товаре или услуге, их характере и месте продажи, выделять товар определенной фирмы);

Экономическая (получение прибыли, стимулирование распространения товаров);

Социальная (достижение общественно полезных целей; способствование коммуникационным связям в обществе, формирование общественного сознания, содействие улучшению качества жизни, повышению ее стандартов, развитию производства, независимости прессы);

Политическая (установление контакта между носителями власти или политических идей, претендентами на политическую власть и широкими слоями общества; оповещение аудитории о сути тех или иных политических инициатив, событий, явлений общественной и политической жизни; информирование общественности о политических взглядах и программах тех или иных политиков, партий);

Идеологическая (фактор, влияющий на становление и формирование мировоззрения человека);

Психологическая (воздействует на желания и мечты покупателя, не взывая к его разуму);

Образовательная / просветительская (объяснение назначения лучших товаров или услуг, пропаганда наиболее передового, нового. В процессе просмотра рекламы, а также внедрения новых технологий товаров и услуг, о которых она вещает, человек может почерпнуть для себя информацию абсолютно из всех сфер жизни (от причин появления налёта на плитке в ванной комнате до последних инновационных разработок в компьютерной технике);

Эстетическая / культурная (формирование вкуса потребителей, рекламируя лучшие образцы упаковки, создавая изящные товарные знаки и логотипы по законам графического искусства, рекламные видеоклипы и радиоролики, построенные с учетом законов пропорции, симметрии, равновесия, ритма и т.д. Во многих рекламах очень качественно подобраны цвета, звуки, которые могут повлиять на человека, вызвав в нём желание реализовать предложение, изложенное в рекламе).

В рамках экономической функции можно выделить три функции:

Привлечение клиентов — информирование их о новых товарах, услугах, местах продаж. Обычно, в рекламном сообщении перечислены конкурентные преимущества рекламируемой компании, плюсы, которые могут приобрести её клиенты.

Увеличение продаж — подразумевается, что реклама, как инструмент маркетинга, способствует повышению объема продаж. Однако для того, чтобы клиент сделал выбор в пользу рекламируемого магазина (компании, банка, сервиса и т.д), одного рекламного сообщения, как правило, оказывается мало. Когда клиент пришёл или позвонил в рекламируемую компанию, для него важно не только то, что ему обещала реклама, но и то, правдивы ли эти обещания. Как встретят клиента, какой товар он увидит на полках, по какой цене он сможет его приобрести — эти и другие факторы также влияют на рост или падение продаж. Реклама лишь направляет и заставляет запомнить.

Регулирование сбыта — если забывать о данной функции рекламы, можно легко заработать отрицательный имидж. Всегда нужно помнить о том, что количество товара должно соответствовать ожиданиям от рекламной кампании (вашим и клиентским). Если осенняя коллекция одежды (к примеру) распродана, снимайте рекламу с эфира, прекращайте публикацию в СМИ.

Социальная ответственность в рекламе.

Одно из заметных глобальных тенденций современного развития рекламы стало повышение уровня социальной ответственности и возрастание роли саморегулирования рекламистов. Основная форма реализации социальной ответственности - сознательное самоограничение тематики разрабататываемой рекламы и используемых при этом инструментов. Инициаторами и контролерами подобных ограничений выступают, как правило, общественные организации рекламистов. Данная тенденция реализуется как на национальном, так и на глобальном уровнях. В масштабах отдельных стран рекламистами принимаются различные кодексы рекламной этики. Добровольное присоединение к числу сторонников соблюдения требований кодексов означает на деле интеграцию в цивилизованное и социально-ответственное рекламное сообщение

Говоря о социальной ответственности рекламного бизнеса перед адресатами рекламы следует учитывать основные принципы, на которых она должна базироваться.

соблюдение основных правил личности рекламополучателя ( право на объективную информацию, на свободное развитие личности, право на уважение достоинства гражданина, право на свободу мысли и слова и др.)

безопасность личности ( реклама не может наносить ущерб здоровью получателю, она не должна содержать показ действий повторение которых может привести к ситуациям, опасным для жизни и здоровья и т.п.)

добропорядочность ( соблюдение моральных норм)

честность и правдивость.

Социальная ответственность рекламного бизнеса перед обществом реализуется по следующим направлениям :

участие в формировании благоприятного социального климата в обществе

пропаганда общечеловеческих ценностей, этических норм поведения

недопущение в рекламе призывов к рассовой,национальной и этической неприязни и конфронтации, оскорбление чувств верующих и т.д.

Социальная ответственность рекламистов перед отдельными категориями населения предопределяется прежде всего относительно низким уровнем социальной защищенности таких категорий, как женщины, дети,пожилые люди, инвалиды, больные хроническими и опасными для жизни болезнями ( прежде всего СПИДОМ, ОНКО Болезнями, туберкулезом).

Социальная ответственность перед конкретными личностями реализуется путем соблюдения прав всех лиц которые каким-то образом могут быть вне упомянуты, продемонстрированы, а также тех чьи интеллектуальная способность может быть использована. Реклама не может нарушать личные и имущественные права кого либо. Она не должна содержать клевету на какое-либо лицо или группу лиц, фирму, организацию, профессию или товар.

Отношение рекламистов с рекламодателями не исчерпываются только гражданкой, имущественной ответственностью. Рекламисты не должны забывать, что от их профессионализма и ответственности во многом зависит успешность рекламодателя в сфере бизнеса и даже его репутация. Если с соответствующими требованиями составлен договор, то в судебном порядке есть возможность возмещения ущерба за действие рекламистов.