logo
отвты на госы

63.Перцептивная , коммуникативная и интерактивная сторона общения в деловой сфере.

  • Восприятие одним человеком другого является обязательной составной частью общения и составляет то, что называется перцепцией. На основе внешней стороны поведения мы "читаем" другого человека, расшифровываем значения его внешних данных Восприятие- целостный образ другого человека формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения

  • Деловое общение – это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т.д.

  • Деловое общение – общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения результата.

  • Деловое общение возможно, если оно происходит на основе равенства партнеров как субъектов деятельности и когда между ними существует диалог.

  • Основная цель делового общения – организация плодотворного сотрудничества, а также отмечается, что она связана с самыми различными сферами деятельности людей Деловое общение может быть необходимым, желательным, нейтральным и нежелательным, представляя собой таким образом довольно сложное явление.

  • Основные характеристики делового общения.

  • I. Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными и культурными традициями.

  • II. Специфика делового общения заключается и в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляется в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.

  • III. Важная особенность делового общения – это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В жизни мы постоянно, как уже отмечалось, играем какие-то роли (жены, мужа, дочери, начальника, продавца, покупателя и т.д.), в течение дня наши роли могут несколько раз меняться, то же происходит и в деловом общении. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой и принятой ролью.

  • IV. К особенностям делового общения относится и повышенная ответственность участников за его результат. в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, соблюдение нравственно-этических норм и принципов.

  • V. Деловое общение требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств. В деловом общении не допускается ненормативная лексика, просторечие, нежелательно использование жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др. От его участников требуется хорошее знание языка, правильное употребление терминов, специальных слов и выражений.

  • В практической деятельности существуют разнообразные формы делового общения – различные виды деловых бесед, переговоры, совещания, собрания, пресс-конференции, брифинги, деловая переписка, телефонное общение и т.п. Деловому человеку необходимо знать специфические особенности этих форм, владеть методикой их подготовки и проведения.

  • Виды делового общения.

  • По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

  • Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

  • К монологическим видам относятся:

  • * Приветственная речь;

  • * Торговая речь (реклама);

  • * Информационная речь;

  • * Доклад (на заседании, собрании).

  • Диалогические виды:

  • * Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

  • * Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

  • * Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

  • * Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.

  • * Дискуссия;

  • * Совещание (собрание);

  • * Пресс-конференция.

  • * Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.

  • * Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

  • В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

  • Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

  • Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

  • По содержанию общение может быть разделено на:

  • * Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

  • * Когнитивное - обмен знаниями;

  • * Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

  • * Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

  • По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

  • * Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

  • * Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;

  • * Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;

  • * Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

  • Невербальное общение - вид общения без использования слов. Оно играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и дрессированными животными. Наблюдения показали, что в процессах общения 60%-95% информации передается с помощью невербального общения. Его составляют:

  • · голос, песня,

  • · внешний вид, одежда, поза

  • · выражения лица, улыбка, взгляд,

  • · движения,

  • · танец, походка

  • · жесты,

  • · кивок и мотание головой, покачивание конечностями, направление конечностей, имитация некоторого поведения (например качание двумя направленными вниз пальцами напоминает идущее ноги);

  • · аплодисменты;

  • · прикосновения;

  • · рукопожатие;

  • · объятия;

  • · поведение, действия: уверенность, осторожность, безразличность, агрессивность;

  • · мимика -- подражание поведению

  • · личное пространство

  • · Флирт