logo search
отвты на госы

81.Теории информационного и глобального общества ( м. Маклюэн, э. Тоффлер, м. Кастелье). Тенденции развития и черты глобальной коммуникации. Международные средства распространения рекламы.

  • В 60е гг. в Японии и США появляется термин «информационное общество» - современный этап развития цивилизации с ведущей ролью знаний и информации, в котором информационные коммуникативные технологии воздействуют на все сферы жизни общества.

  • 60-70е гг. – работы М. Маклюэна «Галактика Гутенберга», Понимая медиа: продолжение человека», «Медиа – это послание», «Война и мир в глобальной деревне».

  • Основные идеи – развитие коммуникаций – важный фактор общественного развития. В истории человеческой цивилизации выделяют три этапа:

    1. первобытная дописьменная культура – преобладают устные формы общения;

    2. письменно-печатная культура (работа «Галактика Гутенберга») – через печатное слово обращение к народу. Открываются границы племен, общин, поселений. Появление новой общественной системы с избирательным правом, развитие предпринимательства;

    3. эпоха развития электронных СМИ, преимущественно ТВ (современный Маклюэну этап). Современный мир предстает как «глобальная деревня» - СМИ глобально охватывают мир. Наблюдается тенденция децентрализации – ослабление иерархий, ценностей, традиционных связей. Меняется восприятие времени – благодаря СМИ становится возможным воспринимать одновременно все события, происходящие в мире.

    • Использование радио – появление устной речи в другом масштабе, вплоть до глобального.

    • На человека помимо права узнавать, что происходит где-то, накладывается обязанность информировать о событиях правдиво.

    • 80-90е гг. – работа Э. Тоффлера «Третья волна». Всю историю человечества Тоффлер представляет в виде смены трех волн:

    1. аграрная волна – продлилась до XVIII века;

    2. индустриальная волна – продлилась до 50х гг. ХХ века;

    3. постиндустриальная волна (супериндустриальная) – с 60х гг. ХХ века.

    • Эти волны сталкивались, принося свои изменения.

    • Первая волна началась ок. 10тыс. лет назад – время перехода от собирательства и охоты к оседлости, земледелию. Господство классов, слоев, каст. Столкновение I и II социальных конфликтов. В США конфликты вылились в противостояние Юга и более промышленного севера.

    • Вторая волна – эпоха индустриальной революции, конвейерное производство. Малые семьи, обучение фабричного типа, гигантские корпорации.

    • Третья волна – разнообразие товаров, новый строй жизни, больше времени дома – все делается через интернет. Взрыв интереса читателей на узкоспециализированные печатные СМИ, постоянный рост количества радио и ТВ станций. Появление новой интеллектуальной среды, использующей компьютеры, соц. сети -> доступ к информационным массивам. Появление «планетарного сознания» – современные люди быстрее адаптируются к инновациям.

    • Мануэль Кастелье: Информационная экономика (2000г).

    • Кастелье рассматривал процессы глобализации в экономической сфере. Последние два десятилетия ХХ века в мире сложилась экономика нового типа:

    1. информационная экономика – производительность и конкурентоспособность факторов в такой экономике зависит от их способности производить, обрабатывать, использовать информацию, основанную на знаниях;

    2. глобальная экономика – основные виды экономической активности (производство, потребление, циркуляция товаров и услуг), а также их составляющие (капитал, труд, управление, информации, технологии и сырье) организуются в глобальном масштабе. Глобальной экономика смогла стать только с появлением новой инфраструктуры, основанной на коммуникациях и информационных технологиях. Управление капиталом стало осуществляться непрерывно на глобальных финансовых рынках, работающих в режиме online.

    • Вводит понятие «глобальный город» - процесс, посредством которого центры производства и потребления развитых услуг и местные сообщества связываются в глобальные сети на основе информационных потоков. Главные офисы многих корпораций находятся на местах их возникновения (США, Япония, Зап. Европа, Австралия), а основное производство переносится в Китай.

    • Пространство потоков – материальная организация социальных практик, работающих через потоки. Эти потоки преодолевают пространство. Взаимозависимость экономик стран возрастает.

    • Социальные последствия: изменения в соц. структурах – переход от жестких вертикальных иерархий к горизонтально построенным более гибким сетям, через которые осуществляется производственный процесс.

    • Кастелье отмечает две тенденции в сфере предоставления услуг:

    1. тенденция рассеивания юрид-х, маркет-х фин. и др. услуг – появляются новые деловые центры по обработке информации, разработке информационных технологий – Ницца, Штутгарт, Барселона, т.е. крупные центры рассеиваются по регионам мира.

    2. тенденция концентрации услуг – все эти услуги концентрируются в очень крупных городах «метрополисах» (Нью-Йорк, Токио, Лондон)

    • Коммуникация становится глобальной с появлением спутниковой трансляции. Спутниковая трансляция – почти мгновенно вобрала в себя все информационные потоки земли. С 1883 действует американская сеть «Интелсет». В нее входили более 100 государств. Обеспечивала сети межконтинентальных телетрансляций. Все спутники этой системы создавались и эксплуатировались в США.

    • Мануэль Кастельс большое внимание уделяет распространению ТВ и развитию интернета.

    • Кастельс отмечает, что за несколько лет ТВ стало культурным эпицентром наших обществ. Увеличение количества каналов и программ кабельного ТВ приводит к большей сигментированности аудитории. При этом крупнейшие медиаконцерны держат контроль над рынком.

    • Примеры медиаконцернов, действующих в мировом масштабе:

    1. Тайм Уорнер. Филиалы в Австралии, Европе, Латинской Америке. Производство печатной продукции, музыкальная сфера, производство ТВ и радиопродукции.

    2. News Corporation (Роберт Мейрон).

    3. Philips

    4. Sony

    • Развитие интернета. Развитию интернета предшествовали две системы:

    1. ARPANET – создавалась, чтобы оповестить при ядерном нападении. Отдельно от контрольных центров можно было принимать и отправлять информацию. Изначально создавалась американскими военными, затем приняла планетарный масштаб.

    2. MINITEL – с помощью видеотерминала через телефонную сеть можно было зайти в международную базу данных, заказать билеты и др. Создана американской телефонной компанией. Раскололась на 3 системы: информационная служба, система деловых услуг, интернет.

    • Сеть интернет в 90х гг. стала основой глобальной коммуникации: появление чатов, форумов, гостевых книг, системы ICQ и др. Интерактивность – составление собственных запросов -> роль поисковых систем. Негативные черты: недостоверность информации, слишком много информации, падение грамотности.

    • Черты глобальной коммуникации:

    1. множественность форм коммуникаций и трансляции информации;

    2. расширяющийся доступ к медиаканалам, информационным источникам;

    3. неравномерность доступа к информационным каналам (для мегаполисов характерна гиперконцентрация информационных сетей, для провинций, стран третьего мира важнейшее средство коммуникации - радио);

    4. мгновенность доступа к информации из любой точки мира;

    5. централизация радио и телекоммуникации;

    6. все повышающаяся интерактивность;

    7. все повышающаяся компьютеризация;

    8. большое количество программ и каналов, рассчитанных на высокоспециализированную аудиторию;

    9. малоконтролируемый характер;

    10. все больше людей создают свои контенты;

    11. рост социальных медиа.