3.9. «Визирь» на европейском рынке
В 1987 г. европейские отделения «Procter & Gamble» обеспечивали половину всех прибылей от зарубежной деятельности компании. Рынок стиральных средств в Европе огромен – объем продаж превышал 3 млрд. долл. «Procter & Gamble» удерживал лидирующие позиции на рынке, но другие крупные компании, такие, как «Unilever», «Henkel» и «Colgate», а с ними и множество небольших фирм вели жесткую конкурентную борьбу за рынок.
В условиях жесткой конкуренции решающий фактор успеха – лучшее понимание желаний потребителей и возможность первым выйти на рынок с товаром, отвечающим этим желаниям. Добиться этого чрезвычайно сложно. Привычки, традиции, вкусы потребителей, бытовая техника, которой они располагают, а также ожесточенность конкурентной борьбы сильно различаются в разных странах.
Жидкие компактные синтетические моющие средства (CMC) пользовались большим спросом в США, но все попытки вывести их на европейский рынок не увенчались успехом. Конкуренты «Procter & Gamble» понесли значительные убытки на провалившихся пробных продажах жидких CMC в европейских странах. Основной просчет заключался в том, что они пытались копировать свой опыт работы на рынке США, не учитывая, что европейские потребители отличаются от американских и имеют другие требования к CMC.
Европейские стиральные порошки, например «Ариэль», объединяли в своих формулах и поверхностно-активные вещества, очищающие обычную грязь с ткани, и отбеливатель, и энзимы, биологически разрушающие пятна белкового происхождения. В США отбеливатель и энзимы не входили в химический состав CMC – обычно они были представлены на рынке только в качестве отдельных товаров.
Высокая стоимость электроэнергии и широкое распространение синтетических тканей привели к тому, что в Европе стирали в основном при низких температурах моющего раствора. Таким образом, от CMC ожидали достаточно специфических качеств. Пятна белкового происхождения, например кровь, выводятся достаточно легко и при низкой температуре стирки, но все намного сложнее с пятнами, содержащими жиры. Американские жидкие CMC технологически уступали европейским стиральным порошкам в решении этих важных проблем, возникающих в процессе стирки.
Благодаря сложившейся в начале 80-х годов на рынке моющих средств Европы ситуации любая компания, сумевшая разработать новую формулу жидкого CMC для европейского рынка, отвечающую требованиям потребителей, и представившая на рынке Европы жидкое CMC с кардинально новыми возможностями, получила бы очевидное стратегическое преимущество перед конкурентами.
Сотрудники Европейского технического центра « Procter & Gamble» взялись за работу. Самым сложным было найти такой энзим, который бы оставался стабильным в жидкой среде. И решение было найдено: новое жидкое CMC великолепно отстирывало белковые пятна. Также в формулу было добавлено повышенное число поверхностно-активных веществ, превосходившее их содержание в обычных стиральных порошках. И пятна с содержанием жиров более не представляли угрозы для нового CMC. Также были решены три другие проблемы – для нового CMC подобрали компонент, успешно заменивший обычный отбеливатель, другой ингредиент обеспечивал хорошие результаты стирки в жесткой воде Европы, смогли также нейтрализовать воздействие рН моющего раствора, приводящее к разрушению ткани.
Результат превзошел все ожидания. Тесты показали, что европейцы предпочитали новое жидкое CMC стиральным порошкам.
Теперь брэнд-менеджер (brand – фабричная марка) мог заняться разработкой рекламной кампании. Рекламный ролик должен был соответствовать трем требованиям:
во-первых, сконцентрировать внимание на уникальной способности нового жидкого CMC, которое было названо «Визирь», удалять сложные пятна с содержанием жиров при невысокой температуре стирки. Это было основой позиционирования «Визиря» – тем ключевым качеством, в котором он превосходил все существовавшие на рынке CMC;
во-вторых, добиться того, чтобы потребители видели в «Визире» моющее средство, идеальное для повседневной стирки, а не специализированное CMC, используемое лишь в особых случаях. Это было решающим, чтобы превратить «Визирь» в действительно известный брэнд;
в-третьих, победить скептицизм потребителей по отношению к жидким CMC в целом, выработавшийся после неудачных попыток вывести их на европейский рынок.
Отделение «Procter & Gamble» в Германии создало первый рекламный ролик «Визиря», отвечавший всем означенным требованиям. Однако разработка нового необходимого товара и его рекламной кампании не гарантирует успех на рынке.
Решающий фактор – время. «Procter & Gamble» и его конкуренты всегда выводили свои новые товары на рынок сначала одной страны или нескольких стран, а потом постепенно охватывали и другие страны региона. Иногда этот процесс растягивался на несколько лет, и на вновь осваиваемых рынках кто-то из конкурентов опережал «Procter & Gamble» с аналогичным товаром. Необходимо было найти способ, как избежать ситуации, когда конкуренты где-нибудь, но опередят.
Одним из важнейших решений того времени было рассматривать всю Европу как единый рынок, а не концентрировать внимание на какой-нибудь конкретной стране. Уже в 1981 г. «Procter & Gamble» анализировал возможное развитие рынка до 1992 г. В команду брэнд-менеджеров «Визиря» набрали людей из различных европейских отделений «Procter & Gamble». Вместе они искали те уникальные особенности каждого отдельно взятого рынка, которые были бы важными при выводе на них «Визиря». Также в их задачи входил анализ внедрения «Визиря» на конкретном рынке, возможности наладить его местное производство, предполагаемых финансовых изменений, включалась разработка маркетинговых планов для каждой страны.
Команда «Визиря» приняла решение для проведения пробных продаж ограничиться Францией и Германией как репрезентативными для всей Европы рынками. Так как результаты исследований, проведенных среди потребителей, были многообещающими, в производство «Визиря» еще до проведения пробных продаж были инвестированы значительные финансовые вложения. Это было залогом быстрого выходя «Визиря» на европейские рынки и минимизировало риск опережения конкурентами.
В феврале 1981 г. пробные продажи начались в Бонне, через полгода «Procter & Gamble» начал пробные продажи в Ницце. Результаты продаж были чрезвычайно успешными и превзошли все ожидания. Компания сразу осознала очевидную победу пробных продаж, как, впрочем, и ее конкуренты.
Сначала планировалось дождаться результатов 12 месяцев пробных продаж, а потом уже принимать решение об экспансии на другие рынки. Но развитие событий давало основания отказаться от выжидания и приступить к активному внедрению «Визиря» на рынок Европы.
Итак, всего лишь через 8 месяцев пробных продаж «Визирь» пошел в продажу по всей территории Германии. И буквально на несколько дней опередил появление на немецком рынке аналогичного жидкого CMC, произведенного конкурирующей компанией и запущенного в продажу вообще без каких-либо пробных продаж.
Началось активное соперничество, но «Визирь» все равно вырвался вперед. К тому времени результаты продаж во Франции подтвердили обоснованность того, что пришло время начинать экспансию «Визиря» по всей Европе. В конце 1981 г. и в первых месяцах 1982 г. продажи «Визиря» полностью охватили территорию Австрии, Швейцарии и Франции.
Так началось победное шествие «Визиря»: в этих странах он моментально завоевал признание потребителей и стал лидером среди жидких CMC. Это был полный успех: новейшее технологическое решение, правильный план маркетинга позволили «Procter & Gamble» обойти конкурентов и вырваться в лидеры в этой товарной категории на европейском рынке.
Но вот первая эйфория прошла, и было замечено, что развитие бизнеса идет довольно неожиданно. В каждой стране ситуация складывалась крайне своеобразно. Доля рынка, захваченная «Визирем» во Франции, вдвое превышала долю рынка в Германии. В Бельгии доля рынка была в 3 раза больше, чем в Голландии. И очевидных объяснений этим фактам не существовало.
«Procter & Gamble» вновь провел тщательное исследование специфики рынков, типов используемых потребителями стиральных машин, обычных объемов стираемого белья, распространенности смягчителей тканей, содержания маркетинговой политики, пересмотрел отведенные рекламные бюджеты, оценил соотношение цен между жидкими CMC и стиральными порошками, сбыт различных фасовок товаров и многие другие факторы. Все сделанные выводы сводились к тому, что залогом успеха «Procter & Gamble» был временной фактор. «Визирь» значительно преуспел на рынках, где конкуренты были медлительны и выпускали аналогичные CMC с запозданием. Также анализ исследований показал, что воплощение маркетинговой политики в некоторых странах было лучше, чем в других. К примеру, телевизионная реклама «Визиря», акцентирующая внимание на том, что с ним отлично стирать, приносила больший успех, нежели реклама, сконцентрированная на его высокой эффективности при выведении пятен, что создавало «Визирю» имидж специализированного CMC.
«Procter & Gamble» принял эти выводы к сведению, и до конца 1982 г. «Визирь» успешно наращивал свою долю рынков по Европе. Однако в 1983 г. продажи стали слабее, и их объем сократился на 15%, в следующем 1984 г. – еще на 15%.
Компания была сильно встревожена складывающейся ситуацией. Если бы не был найден первоисточник проблем, то вскоре «Визирь» пришлось бы вообще уводить с рынка Европы. И вновь сбыт на рынках разных стран крайне различался: все шло хорошо во Франции и Бельгии, а вот в Германии, Австрии, Голландии и Швейцарии дела обстояли все хуже и хуже.
Конечно, много неприятностей доставляли конкуренты. Жидкое CMC, выпущенное компанией «Henkel», завоевывало все большее число потребителей в Германии и Швейцарии. Во Франции и Бельгии конкуренты были куда пассивнее, к тому же результаты рекламной кампании, проводимой «Procter & Gamble» в этих странах, свидетельствовали о ее высокой эффективности.
Но «Procter & Gamble» не мог довольствоваться объяснением проблем «Визиря» деятельностью конкурентов. И дальнейшее изучение ситуации показало, что ключевая проблема заключалась отнюдь не в конкуренции. Товар просто не отвечал ожиданиям потребителей. Исследования показали, что химическая формула «Визиря» не вызывала нареканий. На самом деле в процессе стирки «Визирь» терялся в стиральной машине.
Суть проблемы заключалась в особенностях работы стиральных машин в Европе. Большинство из них имеют фронтальную загрузку белья, а также специальный ящик, поставляющий стиральный порошок в моющий раствор. Его конструкция такова, что он сохраняет стиральный порошок от проникновения в барабан стиральной машины до тех пор, пока вода не начнет поступать в него, растворяя порошок и смывая его в барабан. Утеря жидкого CMC происходила в тот момент, когда жидкое CMC заливалось в ящичек, откуда быстро просачивалось в барабан, затем скапливалось на дне машины, а вода еще даже не начинала поступать. После залива воды значительная часть жидкого CMC, оказавшись на дне стиральной машины, не растворялась в моющем растворе, что снижало качество стирки. То, насколько много «Визиря» терялось при стирке, зависело от конструкции стиральной машины и времени, которое проходило между заливом жидкого CMC и началом стирки. Все это привело к плохим результатам стирки с жидкими CMC, а также к более высокой стоимости одной стирки с жидкими CMC, нежели со стиральными порошками.
Только тогда компания начала понимать истинную причину происходящего. В Бельгии и Франции, где сбыт «Визиря» шел хорошо, в большинстве стиральных машин белье загружалось сверху и таким образом терялось меньше CMC. В странах со слабыми продажами - Австрии, Германии, Голландии и Швейцарии – преобладали машины с фронтальной загрузкой, терялось больше «Визиря», хуже были результаты стирки – больше недовольных потребителей.
И хотя для техников этот феномен работы стиральных машин не был в диковинку, «Procter & Gamble» рассчитывал, что инструкции по применению, напечатанные на упаковке, достаточно четко помогали применять «Визирь» правильно. Первоначальный анализ потребителей не выявил этой проблемы, но более глубокое, детальное и с более широким охватом исследование указало на ее первостепенность. «Procter & Gamble» немедленно отреагировал изменением текстов на упаковках «Визиря», подробнее объясняя применение жидких CMC. Но исследование показало, что этого было недостаточно.
Компания стала искать пути модификации существующих стиральных машин, дабы «Визирь» мог проявить свои качества полностью во время стирки. «Procter & Gamble» смог даже убедить производителей стиральных машин изменить дизайн распределительных ящиков с учетом применения жидких CMC. Но это решало проблему только по отношению к владельцам новых стиральных машин, а до полной замены всех существовавших в Европе машин на новые прошло бы около десяти лет.
«Procter & Gamble» разработал распределительный ящик усовершенствованной конструкции, чтобы потребители могли им заменить в своих стиральных машинах обычные распределительные ящики. Однако создать ящик, универсальный для всех существующих стиральных машин, было невозможно. Подобное решение проблемы было не просто чрезвычайно дорогостоящим, но, как оказалось, еще и крайне непрактичным. Чтобы подобрать соответствующий ящик, надо было знать номер модели стиральной машины, который обычно был указан на задней панели машины, придвинутой к стене. «Procter & Gamble» был вынужден отказаться от этого подхода к решению проблемы.
Тут технический сотрудник исследовательской лаборатории во Франции предложил уникальное решение. Он нашел способ, как доставить «Визирь» в стиральную машину, минуя распределительный ящик и избегая скапливания CMC на дне машины. Он разработал специальный дозировочный шар, который был назван «Визирет».
Потребитель наполняет шар «Визирем», кладет его поверх белья в барабан стиральной машины и запускает программу стирки. Как только начинается поступление воды в машину и вращение барабана, «Визирь» постепенно выливается из «Визирет» прямо в стираемое белье. И никаких проблем с распределительным ящиком, никаких проблем со скапливанием «Визиря» на дне машины.
Вскоре выяснилось, что «Визирет» не только восстановил качество стирки с «Визирем», но даже и улучшил его. Ведь «Визирь» поступал в машину из «Визирет» в тот момент, когда вода медленно ее заполняла. И моющий раствор сначала был почти вдвое концентрированнее обычного, что оказалось очень эффективным замачиванием для белья перед стиркой и давало великолепные результаты.
Появились все основания для проведения новой рекламной кампании, посвященной эффективности «Визиря». Было решено обратить внимание потребителей на два основных момента:
во-первых, «Визирь» и «Визирет» были представлены как комплексная система, дающая великолепные результаты стирки благодаря комбинации ее компонентов;
во-вторых, эффект замачивания при стирке с жидким CMC и дозировочным шаром гарантировал действительно превосходное отстирывание белья.
Первой страной, где началась рекламная кампания «Визирь/Визирет», стала Бельгия. Затем наступила очередь Франции, где французская команда брэнд-менеджеров предложила замечательный и отлично сработавший лозунг для телевизионной рекламы, звучавший как «отстирывает до глубины души белья». И хотя хорошая реклама была незаменима, требовалось что-то большее.
Так, требовалось срочно и коренным образом изменить уже сложившуюся тенденцию падения объемов продаж. Надо было срочно закрепить оставшихся потребителей «Визиря», завоевать вновь доверие тех, кто пробовал стирать с «Визирем» и был разочарован, а также приобрести новых потребителей.
Приоритетной задачей стало укрепление оставшихся потребителей, верных «Визирю», для чего требовалось немедленно запустить в обращение «Визиреты». Миллионы «Визиретов» были розданы потребителям с началом рекламной кампании. «Визиреты» прикреплялись к упаковкам «Визиря», в дизайн которых отныне входило изображение «Визирета». Старания «Procter & Gamble» не были напрасны, число людей, пользующихся «Визирем», резко возросло.
Задача номер два заключалась в том, чтобы новые потребители попробовали стирать с помощью «Визиря», а также в том, чтобы вернуть разочаровавшихся потребителей. Для этого «Procter & Gamble» провел широкомасштабные акции по всей Европе, когда бесплатно раздавались «Визиреты», наполненные «Визирем», как раз для одной стирки белья. Это обернулось большим успехом, многие, попробовав стирку с «Визирем/Визиретом», стали их покупать.
Однако подобные раздачи бесплатных образцов были достаточно дорогим удовольствием. И в продаже появились «пробные» упаковки «Визиря/Визирета», стоившие около 25 центов США, что было совсем незначительно по сравнению с полуторалитровой стандартной бутылкой. Это было недорогим способом привлечения новых потребителей для «Procter & Gamble», а также недорогим способом для скептически настроенных или любопытных потребителей попробовать новый товар.
Результаты были потрясающими: исследование показало, что потребители, попробовавшие «Визирь», переключались на него с других CMC. «Пробные» упаковки и сегодня находятся в продаже, ведь «Procter & Gamble» убедился, что это отличный способ постоянного развития бизнеса.
Данные изучения рынка свидетельствовали, что доля рынка «Визиря» резко возросла. Товар более не находился под угрозой ухода с рынка, вместо этого став преуспевающей, лидирующей маркой среди жидких CMC, продаваемых в Европе.
- Московский государственный
- Предисловие
- Маркетинг
- Глава 1. Современная концепция маркетинга
- 1.1. Понятие, сущность и особенности развития маркетинга. 1.2. Основные принципы маркетинговой деятельности. 1.3. Функции маркетинга и содержание маркетинговой работы. 1.4. Основные виды маркетинга
- 1.1. Понятие, сущность и особенности развития маркетинга Что такое маркетинг
- Производственная, сбытовая и производственно-сбытовая системы
- Маркетинг как концепция управления
- 1.2. Основные принципы маркетинговой деятельности
- Ориентация на потребителя
- Сегментация и выявление целевого рынка
- Адаптация производства и сбыта к изменениям
- Инновация
- Стратегическое планирование
- 1.3. Функции маркетинга и содержание маркетинговой работы
- Комплексное исследование рыночной среды, рынка и запросов потребителей
- Сегментация рынка
- Анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы
- Выбор целевого рынка
- Разработка маркетинговой стратегии и программы
- Товарная политика
- Ценовая политика
- Сбытовая политика
- Коммуникационная политика
- Формирование маркетинговых служб
- Контроль и оценка эффективности
- 1.4. Основные виды маркетинга
- Зависимость от структуры маркетинговой концепции
- Виды маркетинга по территориям охвата
- Виды маркетинга в зависимости от спроса
- Другие виды маркетинга
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Маркетинговые исследования
- 2.1. Изучение внешней макро- и микросреды маркетинга Внешняя макросреда маркетинга
- Внешняя микросреда маркетинга
- 2.2. Изучение рынка
- 2.2.1. Определение требований потребителей к товару
- Конкурентоспособность товара
- Качество товара
- Маркетинговая и коммерческая составляющие конкурентоспособности
- Экономическая составляющая конкурентоспособности
- Цена потребления товара
- 2.2.2. Емкость рынка
- Уровень спроса и предложения на рынке и их соотношение
- Эластичность спроса
- 2.2.3. Изучение цен
- 2.2.4. Изучение фирменной структуры рынка
- Сведения о фирме
- Источники сведений о фирмах
- 2.2.5. Анализ характера конкуренции и маркетинговых действий конкурентов
- 2.2.6. Изучение форм и методов торговли
- 2.2.7. Основные вопросы при изучении рынка
- Показатели состояния рынка
- Требования к исследованиям
- Составление прогноза развития рынка
- 2.3. Изучение мотиваций потребителя
- Мотивы потребителей по Аллену
- Теория мотивации Маслоу
- Мотивация по з. Фрейду
- Типы покупателей
- Решение о покупке
- 2.4. Сегментация рынка и ее основные критерии
- Виды сегментации
- Критерии сегментации
- 2.5. Изучение внутренней среды маркетинга
- Необходимость оценки возможностей фирмы на рынке
- Анализ финансово-экономического положения
- Ревизия товарного ассортимента
- Диагностика и учет производственных мощностей, материально-технической базы и научно-технического потенциала фирмы
- Анализ стратегии фирмы на рынке и качества ее маркетинговой и коммерческой работы
- Анализ организационной и плановой системы фирмы и ее информационной инфраструктуры
- Сводная таблица оценки конкурентных позиций фирмы
- Матрица Бостонской консалтинговой группы
- 2.6. Выбор целевого рынка
- Стратегии выбора целевого рынка
- Поиск оптимального сегмента
- Понятия «целевой рынок», «рыночная ниша», «рыночное окно»
- 2.7. Методы маркетинговых исследований
- Методы кабинетных исследований
- Методы полевых исследований
- Наблюдение
- Эксперимент
- Тестирование
- Имитация
- Комбинированные методы исследования
- Отчеты потребительских информационных панелей
- Метод экспертных оценок
- 2.8. Процесс и план маркетинговых исследований
- План маркетингового исследования
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Маркетинговые стратегии
- 3.1. Методология разработки маркетинговой стратегии Маркетинговая стратегия
- Факторы формирования маркетинговой стратегии
- Общая стратегия
- Стратегия и организационная структура
- Система разработки маркетинговой стратегии и оценка ее эффективности
- Стратегическое планирование и внутрифирменное управление
- Этапы разработки маркетинговой стратегии
- 3.2. Основные направления маркетинговой стратегии
- 3.2.1. Глобальные направления маркетинговой стратегии
- 3.2.2. Векторы расширения рыночной активности и. Ансоффа
- 3.2.3. Стратегии Котлера – Портера
- Стратегия массового, недифференцированного, стандартного маркетинга
- Стратегия дифференцированного маркетинга по товарам
- Стратегия концентрированного, целевого маркетинга
- 3.2.4. Модель Портера
- 3.2.5. Стратегия pims
- 3.2.6. Стратегии бкг
- 3.3. Виды маркетинговых стратегий в зависимости от рыночного спроса, уровня конкуренции и доли рынка
- 3.3.1. Стратегии лидерства
- 3.3.2. «Военные» стратегии
- Атакующая стратегия
- Оборонительная стратегия
- Варианты стратегий наступления и обороны
- 3.3.3. Стратегии (виды) маркетинга и рыночный спрос
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Комплекс маркетинга
- 4.1. Товарная политика. 4.2. Ценовая политика. 4.3. Политика формирования сбытовой сети. 4.4. Коммуникационная политика
- 4.1. Товарная политика
- 4.1.1. Повышение качества товара и его конкурентоспособности
- Система «канбан»
- Система «точно вовремя»
- Статистический контроль качества
- Персонал и качество продукции
- 4.1.2. Позиционирование товара
- 4.1.3. Инновационная политика
- Новый товар
- Мотивы инновационных введений
- Процесс разработки нового товара
- Результаты инноваций
- 4.1.4. Разработка торговой марки и упаковки товара Торговая марка
- Упаковка
- 4.1.5. Жизненный цикл товара и маркетинговая деятельность
- Стадия внедрения, или выхода товара на рынок
- Стадия роста
- Стадия зрелости
- Стадия спада
- 4.1.6. Ассортиментная политика
- Задачи ассортиментной политики
- Оптимальный ассортимент
- Направления ассортиментной стратегии
- Принципы ассортиментной политики
- Факторы, определяющие ассортимент продукции
- Вопросы для самопроверки
- 4.2. Ценовая политика
- 4.2.1. Роль ценовой политики в комплексе маркетинга, методология определения уровня цен
- 4.2.2. Определение уровня цены Факторы, влияющие на цены
- Этапы расчета базисного уровня цены
- 4.2.3. Виды ценовой стратегии
- Стратегия высоких цен
- Стратегия низких цен
- Стратегия дифференцированных цен
- Стратегия льготных цен
- Стратегия дискриминационных цен
- Стратегия единых цен
- Стратегия конкурентных цен
- Стратегии психологического ценообразования
- Стратегия престижных цен
- Стратегия неокругленных цен
- Стратегия цен массовых закупок
- Цены ажиотажного спроса
- Стратегия увязывания цены и качества товаров
- Вопросы для самопроверки
- 4.3. Политика формирования сбытовой сети
- 4.3.1. Основные методы и системы сбыта
- Методы сбыта
- Системы сбыта
- Организация сбытовой сети
- Традиционная система сбыта
- Вертикальные системы сбыта
- Горизонтальная система сбыта
- Многоканальная система сбыта
- 4.3.2. Факторы формирования сбытовой сети Функции каналов товародвижения
- Выбор торгового посредника
- Формирование сбытовой системы
- Вопросы для самопроверки
- 4.4. Коммуникационная политика
- 4.4.1. Реклама и ее роль в коммуникационной политике
- 4.4.1.1. Виды рекламы Товарная реклама
- Престижная реклама
- Непосредственная и косвенная реклама
- Информационная и агрессивная реклама
- Однородная и неоднородная реклама
- Превентивная реклама
- Вводящая реклама
- Внутрикорпоративная реклама
- Недобросовестная реклама
- 4.4.1.2. Каналы распространения рекламы
- 4.4.1.3. Планирование рекламной кампании
- Составление плана рекламной кампании
- Объект рекламы
- Структура рекламы и рекламный слоган
- Субъект рекламы
- Определение адресата рекламы
- Мотив рекламы
- Выбор каналов распространения рекламы
- Составление рекламного сообщения
- График рекламных выступлений
- Составление сметы расходов и рекламный бюджет
- Оценка эффективности затрат на рекламу
- 4.4.2. Связи с общественностью (pr)
- 4.4.3. Персональные продажи
- Преимущества персональных продаж
- 4.4.4. Стимулирование сбыта
- Финансовые средства стимулирования сбыта
- Использование упаковки
- Кампании расширенной распродажи
- Сервисная политика
- Участие в выставках и ярмарках
- Дифференциация видов выставок и ярмарок
- Фирменный стиль
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Маркетинговая программа
- 5.1. Внутрифирменное планирование и маркетинговая программа Комплексные маркетинговые исследования
- Маркетинговая программа
- Стратегическое планирование
- Стратегическое управление
- Сценарное планирование
- Внутрифирменный план
- Бизнес-план и его основные разделы
- 5.2. Методология и принципы составления маркетинговой программы Последовательность разработки маркетинговых программ
- Принципы и технология разработки маркетинговых программ
- Преимущества планирования
- Ранжирование целей в маркетинговой программе, «дерево целей»
- 5.3. Основные виды маркетинговой программы
- Критерий: срок действия маркетинговой программы
- Критерий: круг охватываемых задач
- Критерий: объект маркетинговой программы
- Критерий: методы составления программ
- Критерий: трудоемкость составления
- 5.4. Содержание и структура маркетинговой программы
- 5.4.1. Содержание маркетинговой программы
- 5.4.2. Структура маркетинговой программы
- Преамбула
- Обзор и прогноз развития целевого рынка
- Swot-анализ
- Цели и задачи
- Маркетинговая стратегия
- Товарная политика
- Политика формирования и развития каналов товародвижения
- Ценовая политика
- Бюджет маркетинговой программы, оценка ее эффективности и контроль
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Организация и контроль маркетинговой деятельности
- 6.1. Организационная структура маркетинговых служб Основные типы маркетинговых служб
- Маркетинговые службы по функциям
- Маркетинговые службы по продукту
- Маркетинговые службы по региону
- Маркетинговые службы по группам потребителей
- Штабные подразделения
- Матричная структура
- Временные организационные подразделения
- 6.2. Основные требования к построению маркетинговых служб
- Гибкость, мобильность и адаптивность организационной системы
- Относительная простота организационной структуры
- Соответствие организационной структуры числу и объему рынков сбыта
- Централизация стратегического управления на высшем уровне
- Сочетание различных типов структур
- 6.3. Развитие организационных структур маркетинга
- 6.4. Контроль и оценка эффективности маркетинговой деятельности Задачи контроля маркетинговой деятельности
- Контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта
- Контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат
- Стратегический контроль и ревизия маркетинга
- Уровни контроля маркетинга
- Назначение маркетингового контроля
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Современные компьютерные технологии и internet в маркетинге
- 7.1. Применение современных компьютерных технологий в маркетинге. 7.2. Маркетинг и возможности сети Internet. 7.3. Развитие маркетинга в Internet и будущее сетевых технологий
- 7.1. Применение современных компьютерных технологий в маркетинге
- Хранилища данных, или информационные хранилища (Data Warehouse)
- Интегрированные системы с объединенными функциями
- Российские программные продукты
- Программы общего назначения
- 7.2. Маркетинг и возможности сетиInternet
- 7.2.1. Основные инструменты сети
- Электронная почта (e-mail)
- Серверы ftp
- Серверы Gopher
- Серверы списков рассылки
- World Wide Web (Всемирная паутина)
- Intranet
- Extranet
- 7.2.2. Маркетинг и электронная почта
- Преимущества электронной почты
- Недостатки электронной почты
- 7.2.3. Использование в маркетинге списков рассылки и телеконференций
- Списки рассылки
- Особенности использования телеконференций
- 7.2.4. Использование Web-сервера компании при решении маркетинговых задач
- Определение и создание Web-сервера
- Начальная страница
- Подготовка текстов
- Продвижение Web-сервера
- 7.2.5. Осуществление продаж в Internet. Электронные магазины
- Бланк заказа
- Промежуточные страницы
- Преимущества использования Internet
- Платформы «электронных магазинов»
- 7.2.6. Продвижение продаж в Internet. Реклама, public relations
- Выбор рекламных ресурсов
- Рекламные Web-агентства
- Аудит рекламы
- Public relations в Internet
- 7.2.7. Маркетинговые исследования в Internet
- Информация о потребителях и конкурентах
- Информация о рынке
- 7.2.8. Использование сетей Intranet и Extranet и реализация корпоративных маркетинговых стратегий
- Интрасети и маркетинговые стратегии
- Экстрасети
- 7.3. Развитие маркетинга вInternetи будущее сетевых технологий
- Повышение скорости передачи
- Защита информации
- Технические возможности, юридические вопросы
- Вопросы для самопроверки
- Содержание
- Глава 1. Современная концепция маркетинга 4
- Глава 2. Маркетинговые исследования 14
- Глава 3. Маркетинговые стратегии 50
- Часть 1 254
- Часть 2 254
- Тема 1. Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности 297
- 3.2-3.6; 4.1-4.14; 5.1; 5.2; 6.1; 6.2; 7.1;
- 2.8-2.17; 3.1; 3.7-3.12; 4.15-4.22; 5.3-5.5; 6.3; 7.2-7.4
- Введение. Методика подготовки и проведения ситуационных семинаров
- Как подготовиться к анализу ситуаций?
- Какие вопросы должен задать себе каждый участник семинара?
- Вопросы, на которые следует ответить после завершения ситуационного семинара
- Примеры решения ситуационных задач
- Задача 1. Проблемы проникновения на зарубежный рынок
- Задания
- Вариант решения задачи 1
- Вопрос 1. Пути внедрения компании на рынок России
- Вопрос 2. Трудности каждой возможности
- Вопрос 3. Выбор метода проникновения
- Вопрос 4. Рекомендации по товародвижению и распределению
- Задача 2. Английские дизайнеры выбирают зарубежный рынок
- Задания
- Вопрос 1. Исследование культурных традиций и спроса на услуги по дизайну
- Вопрос 2. Составление плана маркетинга
- Вопрос 3. Проведение рекламной кампании
- 1. Современная концепция маркетинга
- Основные черты новой маркетинговой концепции
- Задания
- 1.2. Концепция маркетинговой деятельности фирмы и новые требования рынка
- Задания
- 1.3. Американская компания на российском рынке
- Задания
- 1.4. Новая концепция маркетинга и конкурентные преимущества компании
- Задания
- 1.5. Проблемы, стоящие перед фирмой, производящей косметические средства
- Задания
- 1.6. Концепция управления фирмой
- Концепция успеха японской фирмы
- Принципы работы американской фирмы
- Задания
- 2. Маркетинговые исследования
- 2.1. Определение рыночных позиций компании
- Задания
- 2.2. Потребитель всегда прав
- Задания
- 2.3. Изучение потребительских предпочтений к товару
- Задания
- 2.4. Анализ результатов маркетингового исследования российского рынка автомобилей
- Задания
- 2.5. Изучение рынка и выбор целевого сегмента
- Задания
- 2.6. Сегментация рынка жидких моющих средств
- Задания
- 2.7. Изучение российского рынка с целью позиционирования товара
- Задания
- 2.8. Анализ внешней среды и выбор целевого рынка
- Задания
- 2.9. Телевизоры фирмы «Samsung» в России
- Задания
- 2.10. Облицовочная плитка на рынке Москвы
- Задания
- 2.11. Потребительские предпочтения на рынке часов
- Задания
- 2.12. Приверженность потребителей к товарной марке
- Задания
- 2.13. Экспертные оценки в маркетинговых исследованиях
- Задания
- 2.14. Рынок оптической продукции
- Задания
- 2.15. Полевые исследования фирмы «Ford»
- Задания
- 2.16. Журнал приглашает к диалогу
- Задания
- 2.17. Сегментация в деятельности банка
- Задания
- 3. Маркетинговые стратегии
- 3.1. Падения и взлеты: стратегия маркетинга определяет успех
- Задания
- 3.2. Комплекс маркетинга и новые стратегии фирмы
- Задания
- 3.3. Стратегия компании «Форд»
- Задания
- 3.4. Стратегия тнк на новом рынке
- Задания
- 3.5. Рыночные стратегии конкурентов
- Задания
- 3.6. Услуги химчистки и маркетинг
- Задания
- 3.7. Экспортная стратегия фирмы
- Задания
- 3.8. Автозавод предлагает свои автомобили
- Задание
- 3.9. «Визирь» на европейском рынке
- Задания
- 3.10. Разработка стратегии фирмы
- Дополнительная информация
- Задания
- 3.11. Новинка на венгерском рынке
- Задания
- 3.12. Птичий корм на зарубежных рынках
- Задания
- 4. Комплекс маркетинга
- 4.1. Нужен ли европейский зонт японским потребителям
- Задания
- 4.2. Аккумуляторы фирмы «Sonnenschein» на рынке снг
- Задания
- 4.3. Выход компании на европейский рынок
- Задания
- 4.4. Конкурентное преимущество – в упаковке
- Задания
- 4.5. Обновление товара и продвижение его на рынок
- Задания
- 4.6. Выбор канала сбыта
- Задания
- 4.7. Создание телевизионного рекламного ролика
- Задания
- 4.8. Продвижение нового товара на рынок
- Задания
- 4.9. Продвижение новинки на целевой рынок
- Задания
- 4.10. Установление цены на новый товар
- Задания
- 4.11. Комплекс маркетинга и внешняя среда
- Задания
- 4.12. Проблемы сбыта: изучение причин
- Задания
- 4.13. Новые условия рынка – новый комплекс маркетинга
- Задания
- 4.14. Как привлечь новых туристов
- Задания
- 4.15. Целесообразно ли открывать торговый филиал Часть 1
- Задания
- Часть 2
- Задания
- 4.16. Продвижение отечественных шин на зарубежный рынок
- Задание
- 4.17. Компания «BodyShop»: факторы успеха*
- Задания
- 4.18. Поиск оригинальных идей и разработка эффективного текста
- 4.19. Автомобиль «Лада» в Ирландии
- Задания
- 4.20. Предпочтения потребителей на автомобильном рынке Москвы
- Задания
- 4.21. Товарная и ценовая политика производителей оборудования для пекарен
- Анализ рынка
- Задания
- 4.22. Кадровая политика предприятия Общая характеристика ситуации
- Основные цели предприятия «Русь»
- Основные задачи, стоящие перед группой предприятий «Русь»
- Состояние предприятия «Русь»
- Кадровый потенциал предприятия «Русь»
- Задания
- 5. Маркетинговая программа
- 5.1. Маркетинговая программа фирмы «Автомаркет»
- Задания
- 5.2. Маркетинг и возрождение популярности товарной марки Историческая справка
- Структура рынка шампанского в Австрии. Предложение
- Ограничения
- Задания
- 5.3. Разработка рыночной политики
- Задания
- 5.4. Усиление позиций на рынке: новые направления рыночной политики
- Задания
- 5.5. Программа развития гостиницы
- Анализ деятельности «Отеля»
- Рыночная стратегия
- Задания
- 6. Организация и контроль маркетинговой деятельности
- 6.1. Переориентация фирмы на маркетинговую концепцию. 6.2. Выходить ли на новый рынок. 6.3. Маркетинговая служба предприятия
- 6.1. Переориентация фирмы на маркетинговую концепцию
- Задания
- 6.2. Выходить ли на новый рынок
- Маркетинговая среда рынка Индии (данные на конец 80-х годов)
- Задания
- 6.3. Маркетинговая служба предприятия
- Задания
- 7. Современные компьютерные технологии и internet в маркетинге
- 7.1. Реклама в Internet. 7.2. Оценка работы коммерческих центров. 7.3. Любим ли мы ходить в магазин. 7.4. Кому потребитель отдаст предпочтение
- 7.1. Реклама в Интернет
- Задания
- 7.2. Оценка работы коммерческих центров
- Задания
- 7.3. Любим ли мы ходить в магазин
- Задание
- 7.4. Кому потребитель отдаст предпочтение
- Задания
- Предмет и задачи курса
- Сетка часов по учебным циклам
- Программа курса
- Основная литература ко всем темам
- 1. Методологические основы маркетинга Тема 1. Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности
- Дополнительная литература
- Тема 2. Функции маркетинга
- Дополнительная литература
- Дополнительная литература
- Тема 5. Изучение и анализ маркетинговой среды и условий рынка
- Дополнительная литература
- Тема 6. Изучение потребителей
- Дополнительная литература
- Тема 7. Изучение фирмы и ее производственно-сбытовых возможностей
- Дополнительная литература
- Тема 8. Сегментация и выбор целевого рынка
- Дополнительная литература
- Тема 9. Информационное обеспечение и методика проведения маркетинговых исследований
- Дополнительная литература
- 3. Технология маркетинговой деятельности Тема 10. Цели и стратегии маркетинговой деятельности
- Дополнительная литература
- Тема 11. Товарная политика
- Дополнительная литература
- Тема 12. Ценовая политика
- Дополнительная литература
- Тема 13. Сбытовая (дистрибьюционная) политика
- Дополнительная литература
- Тема 14. Коммуникационная политика. Реклама и стимулирование сбыта
- Дополнительная литература
- Тема 15. Кадровая политика
- Дополнительная литература к темам 16 и 17
- Тема 18. Организация маркетинговой деятельности
- Тема 2. Маркетинговые исследования. Внешняя маркетинговая среда
- Методические указания
- Тема 3. Комплексное исследование рынка. Оценка уровня конкуренции. Сегментация и выбор целевого рынка
- Методические указания
- Тема 4. Оценка производственно-ресурсных и экспортных возможностей фирмы (внутренняя среда маркетинга)
- Методические указания
- Тема 5. Методические основы маркетинговых исследований, их информационное обеспечение
- Методические указания
- Составление опросного листа-анкеты для проведения анализа потребительского спроса по заданному товару в рамках внекабинетных рыночных исследований.
- Тема 6. Товарная политика в системе маркетинга
- Методические указания
- Тема 7. Ценовая политика в системе маркетинга
- Методические указания
- Тема 8. Сбытовая политика
- Методические указания
- Тема 9. Коммуникационная политика в системе маркетинга. Реклама и стимулирование сбыта
- Методические указания
- Ситуационные задачи
- Тема 10. Маркетинговые стратегии и программы маркетинга
- Методические указания
- Методические рекомендации по составлению программы маркетинга
- Тема 11. Учебный тест-контроль
- Порядок отработки студентами пропущенных занятий
- Вопросы к зачету и экзамену
- Тематика письменных работ
- Квалификационные требования к профессиональной подготовке специалистов по маркетингу
- 1. Общие требования
- 2. Специальные требования к профессиональной подготовке
- 3. Специальные требования к уровню профессиональных знаний в зависимости от места будущей работы и индивидуальной специализации
- Содержание
- Глава 1. Современная концепция маркетинга 4
- Глава 2. Маркетинговые исследования 14
- Глава 3. Маркетинговые стратегии 50
- Глава 4. Комплекс маркетинга 64
- Глава 5. Маркетинговая программа 114
- Глава 6. Организация и контроль маркетинговой деятельности 127
- Глава 7. Современные компьютерные технологии и internet в маркетинге 137
- Часть 1 254
- Часть 2 254
- Тема 1. Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности 298
- Об авторах
- Ноздрева Раиса Борисовна
- Крылова Галина Дмитриевна
- Глава 3. Маркетинговые стратегии 50
- Глава 4. Комплекс маркетинга 64
- Глава 5. Маркетинговая программа 114
- Глава 6. Организация и контроль маркетинговой деятельности 127
- Глава 7. Современные компьютерные технологии и internet в маркетинге 137
- Часть 1 254
- Часть 2 254
- Тема 1. Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности 298
- Маркетинг: учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу
- 101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93