logo
Отчетность за 1-й семестр 2012-2013гг / Маркетинг / Учебники / Ноздрева_Маркетинг_2000

Критерии сегментации

Анализ осуществляется по демографическим, климатическим, географическим, экономическим, социальным и психологическим критериям.

Различаются критерии сегментации для потребительских товаров и товаров производственного назначения.

Основными критериями сегментации потребительских товаров являются следующие:

• географические:

климат;

рельеф;

урбанизация;

• демографические:

численность населения;

уровень рождаемости;

возрастная пирамида;

количество мужчин и женщин;

плотность населения;

распределение населения по семейному положению и жизненному циклу семьи; национальность;

• экономические (имущественные):

экономический уровень развития страны или региона;

темпы роста ВНП;

уровень доходов населения;

уровень потребления;

уровень сбережений;

степень использования потребительского кредита;

жилищные условия;

• социальные и культурные:

социальное происхождение;

социальное положение;

профессия;

образование;

социальная среда и социальное окружение;

религиозные верования;

обычаи;

• психографические:

черты характера;

привычки;

представления о самих себе;

образ жизни;

жизненная позиция;

мотивы поведения;

личностные характеристики;

факторы покупательского поведения и др.

Критериями сегментации товаров производственного назначения являются:

• производственно-экономические критерии:

состояние отраслей и предприятий, потребляющих данные товары;

технологические процессы, используемые предприятиями-потребителями;

масштабы фирм-потребителей;

оценка и прогноз развития экономики региона или страны, где находятся компании – потребители данной продукции;

• специфика организации закупки:

скорость или сроки поставки;

условия оплаты и методы расчетов;

формы взаимоотношений;

• личностные характеристики лиц, от которых зависит предоставление заказа на покупку (см. критерии сегментации потребительских товаров).