logo
Отчетность за 1-й семестр 2012-2013гг / Маркетинг / Учебники / Ноздрева_Маркетинг_2000

Анализ стратегии фирмы на рынке и качества ее маркетинговой и коммерческой работы

При анализе стратегии фирмы на рынке в разбивке по отдельным его сегментам, образованным в зависимости от производимого ассортимента продукции и специфики запросов конкретных потребителей, выявляются основные стратегические направления в прошлый период и в настоящее время; основные стратегические установки фирмы и их изменения за весь период ее функционирования, а также основные стратегические задачи на будущее. Руководствуясь стратегическими целями, фирма в зависимости от внешних и внутренних условий развития может избрать активное, атакующее поведение, направленное на расширение доли на рынке и его конкретных сегментах, увеличение нормы прибыли, рост объема продаж и др.

Активная стратегия маркетинга предполагает: товарную дифференциацию; узкую специализацию; товарную и рыночную диверсификацию; вертикальную интеграцию; интернационализацию и глобализацию производства; низкие издержки производства и сбыта через отказ от дорогостоящих сопутствующих услуг, создание более дешевых для производства моделей продукции, использование дешевых источников сырья и др.; технологическое лидерство; глубокую сегментацию рынка и др.

В зависимости от конкретных условий своей деятельности фирма может избрать оборонительную стратегию, или стратегию поддержания достигнутого уровня сбыта, однако такой вариант требует большой осторожности и, как правило, не должен быть продолжительным.

В случае трудного финансового положения или других осложнений в работе предприятие вынуждено применять стратегию отступления, т.е. постепенного сворачивания операций и ликвидации бизнеса. В ряде случаев эта стратегия избирается с целью перехода фирмы в более передовые и перспективные отрасли и сферы деятельности.

Особого внимания заслуживает оценка маркетинговой и коммерческой составляющих деятельности фирмы: наличие специальных служб по маркетингу и коммерческой работе в структуре фирмы, их основные функции и роль в принятии управленческих решений в высшем звене управления; доля и динамика экспорта в общем объеме производимой продукции, объемы импорта по годам, ассортиментный анализ и основные партнеры во внешней торговле; квалификация и опыт работников, занятых маркетинговой и коммерческой деятельностью (какие вузы закончили, где и сколько раз повышали квалификацию, опыт работы за границей, знание иностранных языков и др.); основные формы и методы торговли.

Следует также определить формы стимулирования продаж, их многообразие и эффективность, в частности организацию рекламных мероприятий.

Анализ предполагает также оценку мероприятий, повышающих престиж и имидж фирмы: проведение конференций и семинаров, спонсорство, презентация, общественная и благотворительная деятельность, юбилейные мероприятия, конкурсы и лотереи и др.

Определяется эффективность участия в выставках и ярмарках, анализируется динамика сумм контрактов, заключенных на предыдущих выставках и ярмарках.

Характеризуется использование финансовых средств стимулирования сбыта, а также качество различного рода дополнительных услуг, оказываемых покупателям, и т.д.