logo
КНИГА ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ

9.4. Торгово-технологическое оборудование магазинов

Для оснащения магазинов используют:

• мебель для торговых предприятий;

• торговый инвентарь;

• торговое холодильное оборудование;

• торговое измерительное оборудование;

• контрольно-кассовое оборудование.

Мебель для торговых предприятий классифицируют по месту применения, назначению, товарному профилю и конструкции.

По месту применения торговую мебель подразделяют: для торговых залов, подсобных помещений и мелкорозничных пред­приятий.

По назначению торговая мебель подразделяется на следующие виды: для приемки товаров по качеству (столы для бракеража); под­готовки товаров к продаже (столы для фасовки товаров); показа това­ров (витрины); выкладки и продажи товаров (горки, прилавки, при­лавки-витрины, вешала); транспортировки и продажи товаров (тара-оборудование); расчетов с покупателями (кассовые кабины); для об­служивания покупателей (примерочные кабины, банкетки и подстав­ки для примерки обуви, корзины и тележки для отборки товаров).

По товарному профилю различают универсальную и специа­лизированную торговую мебель.

По конструкции торговую мебель изготовляют неразборную и сборно-разборную. Магазины оснащаются преимущественно сборно-разборной торговой мебелью.

Мебель для торговых предприятий делится на следующие основные типы:

• пристенные и островные горки;

• секции замкнутых зон внутри торгового зала;

• прочие товароносители;

• прилавки;

• немеханические кассовые кабины для магазинов самообслу­живания;

• механические кассовые кабины для магазинов самообслуживания;

• корзины для покупок;

• тележки для покупок;

• вешала для одежды.

Важным дополнением торгово-технологического оборудо­вания магазинов является торговый инвентарь, который пред­ставляет собой приспособления, инструменты и приборы, при­меняемые для показа и обработки товаров в процессе обслужи­вания покупателей, а также для различных вспомогательных и хозяйственных операций.

По месту использования различают инвентарь для складских и подсобных помещений, инвентарь торговых залов продовольственных магазинов и инвентарь для торговых залов магазинов, торгующих непродовольственными товарами, а также инвентарь общего пользования.

В зависимости от назначения торговый инвентарь делится на следующие основные группы: для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, подготовки товаров к продаже и отпуска их покупателям, выкладки и рекламы товаров, отбора товаров покупателями. Наряду с перечисленным, магазины должны оснащаться счетным, вспомогательным, санитарно-гигиеническим и противопожарным инвентарем.

Торговое холодильное оборудование представляет собой охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров на предприятиях розничной торговли.

Торговое холодильное оборудование по назначению делят на следующие основные группы:

• для хранения товаров (холодильные камеры, шкафы, закрытые прилавки);

• для показа и продажи товаров (открытые прилавки, вит­рины, прилавки-витрины, лари);

• демонстрационное оборудование (демонстрационные витрины, шкафы-витрины).

По температурному режиму, поддерживаемому в охлаждае­мой емкости, холодильное оборудование принято подразделять на низкотемпературное (для замороженных продуктов) и обыч­ное (для охлажденных продуктов). В низкотемпературном обо­рудовании товары хранят при температуре -18°С и ниже. Охла­жденные продукты хранят при температуре 0~2°С.

Для торгового холодильного оборудования приняты услов­ные буквенные обозначения: К — камера; Ш — шкаф; П — прилавок; ПВ — прилавок-витрина; В — витрина; X — холо­дильный (ая); С — среднетемпературный (ая); Н — низкотемпе­ратурный (ая); Ю — в южном исполнении. Цифры после букв указывают полезный охлаждаемый объем в кубических метрах.

Для осуществления операций, связанных с приемкой това­ров, подготовкой их к продаже и отпуском, применяется торго­вое измерительное оборудование: весы, гири, меры длины и объема.

Основными признаками классификации весов служат:

• принцип действия;

• место и способ установки;

• вид указательного устройства;

• вид отсчета показаний взвешивания;

• способ снятия показаний.

В зависимости от принципа действия различают рычажные и электромеханические весы.

По месту и способу установки весы делят на настольные, передвижные и стационарные.

По виду указательного устройства весы подразделяют на гирные, шкальные, шкально-гирные, циферблатные и цифровые электронные.

По виду отсчета показаний взвешивания весы бывают с ви­зуальным отсчетом и с документальной регистрацией.

По способу снятия показаний различают весы с местным и дистанционным способами снятия показаний.

К весам предъявляются метрологические и эксплуатацион­ные требования. Важнейшими метрологическими требованиями являются: точность взвешивания, чувствительность, постоянст­во показаний и устойчивость.

Для измерения массы товаров на весах применяют гири об­щего назначения и условные. Торговые гири выпускаются мас­сой 5, 10, 20, 50,100, 200, 500 г и 1, 2, 5, 10 кг. Их форма, основ­ные размеры и допустимые отклонения от номинальной массы установлены стандартом.

К мерам длины и объема относятся деревянные или метал­лические метры, мерные кружки, мензурки.

Торговое измерительное оборудование должно своевременно подвергаться поверке и клеймению. Меры длины и объема (кроме стеклянных мер объема) поверяются не реже одного раза в два года, весоизмерительные приборы и гири — не реже одного раза в год. Стеклянные меры объема клеймятся при выпуске их из производства. При поверке проводят технический осмотр и контрольные испытания измерительного оборудования, чтобы установить пригодность его к эксплуатации. Порядок поверки весов каждого типа определен соответствующим стандартом. Весы, отвечающие всем, требованиям поверки, клеймят. Клеймо ставится на коромысле, съемных чашках, передвижной гире или на пломбе (на циферблатных весах)- Клеймение гирь заключается в нанесении поверительного клейма на алюминиевую пробку, при помощи которой запрессовывается отверстие тарировочной полости гирь после их поверки.

Поверку и клеймение измерительного оборудования осуществляют непосредственно в лабораториях государственного надзора за измерительной техникой и стандартами Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии, куда его доставляют торговые организации и предприятия. Громоздкие стационарные весы клеймят на месте.

Не прошедшие поверку или с просроченным клеймом весы и гири нельзя хранить в магазине.

Расчеты с покупателями могут осуществляться путем приема денег непосредственно продавцом, кассиром или контроллером-кассиром и одновременного" учета поступившей суммы с помощью кассовой машины. В торговле используют контроль­но-кассовые машины, подразделяющиеся на следующие типы:

• автономные контрольно-кассовые машины;

• пассивные системные контрольно-кассовые машины;

• активные системные контрольно-кассовые машины;

• фискальные регистраторы.

В автономных контрольно-кассовых машинах расширение функциональных возможностей может достигаться только за счет подключения дополнительных устройств ввода-вывода, управляемых контрольно-кассовой машиной по размещенным в ней программам. К этому же типу относятся и портативные контролъно-кассовые машины, имеющие возможность работать без постоянного подключения к электросети. Пассивная системная контрольно-кассовая машина имеет возможность работать в компьютерно-кассовой системе, но она не имеет возможности управлять работой этой системы. Она же может использоваться и как автономная контрольно-кассовая машина.

Активная системная контрольно-кассовая машина имеет возможность работать в компьютерно-кассовой системе, управ­ляя при этом работой системы.

Фискальный регистратор представляет собой контрольно-кассовую машину, способную работать только в составе компь­ютерно-кассовой системы, получая данные через канал связи.

К эксплуатации допускаются только модели контрольно-кас­совых машин, которые включены в Госреестр Российской Феде­рации.

Выбор типов оборудования и комплектование его набора должны основываться на следующих основных принципах:

• соответствие оборудования товарному профилю и разме­рам торгового зала магазина;

• оснащение магазинов торговым оборудованием должно осуществляться с учетом используемых методов продажи то­варов;

• оборудование должно обеспечивать эффективное исполь­зование торговой площади магазина.