logo
КНИГА ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ

3.4. Организация оборота тары в торговле

Под оборотом тары понимают ее обращение ме­жду двумя последовательными заполнениями. При этом интервал времени между двумя ее последовательными заполнениями на­зывается периодом оборота тары.

В торговле выполняется целый ряд операций, связанных с обращением тары. Основными из них являются:

• приемка тары, поступившей с товаром;

• вскрытие тары и высвобождение ее из-под товара;

• хранение тары;

• возврат тары;

• документальное оформление операций с тарой. На предприятиях торговли происходит приемка тары по количеству и качеству. Она осуществляется в порядке, установленном договором купли-продажи или поставки. При этом стороны договора могут ссылаться в нем на правила, запи­санные в Инструкциях о порядке приемки продукции производ­ственно-технического назначения и товаров народного потреб­ления по количеству и качеству (Приложения 34 и 35).

Приемка тары осуществляется материально ответственными лицами одновременно с приемкой поступившего в ней товара. Ко­личество поступившей тары сверяется с указанным в сопроводи­тельных документах. При проверке качества и комплектности тары руководствуются положениями соответствующих нормативно-тех­нических документов, устанавливающих требования к ним.

Кроме того, проверяется правильность маркировки, характе­ризующей тару.

В случае выявления расхождений в количестве тары или ее ненадлежащего качества покупателем составляется акт, служа­щий основанием предъявления претензии поставщику.

Вскрытие тары производят в определенной после­довательности с помощью специального инвентаря, что позво­ляет избежать ее повреждений.

Инвентарь для вскрытия тары включает различные приспо­собления, при помощи которых производится вскрытие дере­вянной, металлической и мягкой тары. Сюда относят съемники обручей, гвоздодеры-ножницы (для выдергивания гвоздей и резки упаковочной ленты), гвоздодеры ударные (для выдергива­ния гвоздей и шурупов, головки которых не выступают над по­верхностью тары), обыкновенные гвоздодеры, хозяйственные молотки, клещи, ключи для вскрытия резьбовых пробок метал­лических бочек. Для выполнения комплекса операций по вскры­тию тары применяют комбинированные инструменты — моло­ток-гвоздодер-ножницы, молоток-топорик-гвоздодер (томагавк) и др. Вскрытие тканевых и бумажных мешков производят спе­циальным ножом для вспарывания мягкой тары.

Освобожденную из-под товаров тару очищают, сортируют по видам, назначению и категориям.

Хранят тару в специально отведенных помещениях или под навесом, защищающим ее от воздействия прямых сол­нечных лучей и атмосферных осадков. Располагают тару на де­ревянных решетках, настилах, подтоварниках. Условия хране­ния тары различных видов и типов определяются соответст­вующими стандартами.

Многооборотная тара хранится на предприятиях торговли до накопления отгрузочных партий. Разовая тара после освобожде­ния из-под товара в большинстве случаев подлежит утилизации.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмот­рена обязанность покупателя (получателя) возвратить постав­щику многооборотную тару и средства пакетирования, в кото­рых поступил товар, если иное не установлено договором по­ставки. Порядок и сроки возврата тары установлены законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором. Прочая тара, а также упаковка товара подлежат возврату поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором.

Как правило, в договорах предусматривается имущественная ответственность покупателя не только за несвоевременный воз­врат тары, но и за возврат тары более низкого, чем при получе­нии, качества. Поэтому на многих предприятиях оптовой тор­говли и в крупных магазинах создаются ремонтные мастерские, производящие ремонт тары перед ее отправкой поставщикам.

Завершающая операция с тарой на предприятиях оптовой и розничной торговли — ее вывоз — производится на основа­нии товарно-транспортной накладной.

Предприятия торговли могут возвращать многооборотную тару непосредственно поставщикам или сдавать ее на тарные предприятия (склады), основная задача которых — сбор, ремонт, очистка, хранение и возврат тары предприятиям-поставщикам.

Тарные склады имеют в своем распоряжении надлежаще оборудованные автомобили для централизованного вывоза та­ры, а также мастерские, оснащенные современным деревообра­батывающим и другим оборудованием. Организация таких предприятий-складов способствует снижению потерь по таре.