logo
КНИГА ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ

4.1. Организация перевозки товаров железнодорожным транспортом

Отношения, возникающие между перевозчиками, грузоот­правителями, грузополучателями, владельцами инфрастуктур железнодорожного транспорта при пользовании услугами же­лезнодорожного транспорта регулируются Уставом железнодо­рожного транспорта Российской Федерации, а также правилами, издаваемыми федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

На железнодорожном транспорте перевозки осуществляются повагонными, контейнерными, мелкими отправками, группами вагонов, отправительскими маршрутами.

Повагонной отправкой считается отправка груза, под пере­возку которого предоставляется отдельный вагон по одному пе­ревозочному документу (накладной).

Контейнерной отправкой считается предъявляемый к пере­возке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется предоставление одного контейнера.

Мелкой отправкой на железнодорожном транспорте счита­ется груз, для перевозки которого не требуется отдельного ваго­на или контейнера. При этом общая масса груза должна быть не менее 20 кг, но не более 20 т, а его количество не превышать по объему половины вместимости крытого вагона, контейнера или половины площади пола четырехосной платформы, полувагона.

Прием к перевозке грузов мелкими отправками производит­ся в местах общего и необщего (независимо от наличия у грузо­отправителя железнодорожного подъездного пути) пользования на основании заявки на перевозку грузов.

На каждую перевозку грузов мелкими отправками в вагонах, контейнерах грузоотправитель составляет отдельную наклад­ную. В ней грузоотправитель указывает общую массу груза, а также общее количество мест, входящих в партию груза. Запол­нение накладной грузоотправителем производится в соответст­вии с правилами заполнения перевозочных документов на же­лезнодорожном транспорте.

Грузы, предъявляемые к перевозке мелкими отправками, должны быть упакованы грузоотправителем в тару и (или) упа­ковку, требования к которым предусмотрены стандартами или техническими условиями, утвержденными соответствующими организациями по согласованию с федеральным органом испол­нительной власти в области железнодорожного транспорта. В тех случаях, когда требования к таре и (или) упаковке отдель­ных мест в партии груза стандартами или техническими усло­виями не предусмотрены, грузоотправитель обязан упаковать грузы таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движе­ния, сохранность грузов, вагонов, контейнеров.

На каждом грузовом месте мелкой отправки (в том числе предъявляемой к перевозке в местах общего пользования) гру­зоотправителем наносится отправительская, специальная и же­лезнодорожная маркировка в соответствии с Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом.

В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить в накладной календарный штемпель. Квитан­ция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.

Прибывший мелкой отправкой и выгруженный из вагона, контейнера груз выдается перевозчиком грузополучателю в по­рядке, установленном правилами выдачи грузов на железнодо­рожном транспорте.

Если на станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, поврежде­ние (порча) груза либо такие обстоятельства установлены со­ставленным в пути следования коммерческим актом, станция назначения обязана определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммер­ческий акт.

Перевозка грузов группами вагонов (групповая или мар­шрутная отправка) по одной транспортной железнодорожной накладной может производиться при соблюдении следующих условий:

грузы должны быть однородными;

погрузка и выгрузка должна производиться в местах необ­щего пользования;

отправка грузов предъявляется одним грузоотправителем на одной железнодорожной станции отправления;

отправка грузов направляется в адрес одного грузополучате­ля на одну железнодорожную станцию назначения;

масса груза и количество вагонов в пути следования грузо­отправителем, грузополучателем или перевозчиком не изменя­ются.

Накладная заполняется в соответствии с правилами заполне­ния перевозочных документов на железнодорожном транспорте.

Под отправительским маршрутом следу­ет понимать состав поезда установленного веса или длины, сформированный грузоотправителем на железнодорожном подъездном пути организации либо по договору с перевозчиком на железнодорожной станции с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренный планом формирования грузовых поездов. Маршруты могут организовываться:

прямые, при перевозке на одну станцию назначения (перевалки) в адрес одного или нескольких грузополучателей (грузо­вые вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе отдельной группой); в распыление, при перевозке назначением на станции рас­формирования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные федеральным органом исполни­тельной власти в области железнодорожного транспорта пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей, либо назначением на входные и распределительные станции, полу­чающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на станции выгрузки.

Грузоотправитель согласовывает с грузополучателем воз­можность приема маршрутов установленного веса или длины под выгрузку.

Товары могут перевозиться грузовой и большой скоростью. Критерии определения скорости перевозок грузов, а также же­лезнодорожные направления, по которым осуществляются пере­возки грузов большой скоростью, устанавливаются федераль­ным органом исполнительной власти в области железнодорож­ного транспорта.

Перечень указанных направлений подлежит опубликованию в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.

Скорость перевозки грузов выбирает и указывает в транс­портной железнодорожной накладной грузоотправитель. Если допускается перевозка данных грузов только большой скоро­стью, грузоотправитель должен указать данную скорость. Для организации грузовых перевозок на станциях железных дорог имеются специальные службы (товарные кассы, грузовые дво­ры, товарные конторы).

В соответствии с Правилами приема грузов к перевозке же­лезнодорожным транспортом предназначенный для перевозки груз должен быть надлежащим образом подготовлен к транс­портированию. Тара и упаковка должны соответствовать требо­ваниям стандартов для данного вида товара. Отправительская маркировка должна предусматривать наименование грузоотправителя и грузополучателя, станций отправления и назначения, порядковые номера грузовых мест, массу груза.

На грузы, требующие особого обращения, наносят специаль­ные надписи и знаки, предупреждающие о мерах предосторожно­сти. Перевозчики имеют право не принимать к перевозке грузы, упаковка которых не отвечает установленным требованиям.

Все грузы, которые могут быть сформированы в транспорт­ные пакеты, должны предъявляться к перевозке в пакетирован­ном виде. Транспортный пакет — это укрупненное грузовое место, сформированное из отдельных мест груза в таре или без нее.

Некоторые грузы перевозят насыпью или навалом.

Перевозка скоропортящихся грузов железнодорожным транс­портом осуществляется в соответствии со специальными прави­лами, утвержденными Министерством путей сообщения Россий­ской Федерации.

Под погрузку должны подаваться только технически ис­правные, очищенные внутри и снаружи, а в необходимых случа­ях промытые и продезинфицированные, и годные для перевозки данного груза транспортные средства, в противном случае от­правитель вправе отказаться от них и потребовать замены.

О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, осуще­ствляемую грузоотправителем, работники железнодорожных стан­ций должны уведомить его не позднее, чем за 2 ч до их подачи.

На каждую отправку грузоотправителем заполняется транс­портная железнодорожная накладная, которая является основ­ным перевозочным документом. В ней содержатся сведения об отправителе и получателе, скорости перевозки, наименование, количество мест и масса груза, объявленная отправителем цен­ность груза и другие сведения. Масса груза определяется взве­шиванием, подсчетом массы, указанной на тарных местах или по стандартной массе грузовых мест. Масса некоторых грузов может определяться расчетным путем по обмеру или условно. В накладной указывается время приемки груза к перевозке.

Погрузку грузов в контейнеры и выгрузку их из контейнеров производят соответственно грузоотправители или грузополучатели.

Вагоны, погруженные средствами перевозчика, отправляют­ся за его пломбами. Если груз отправлен за массой отправителя, то он и пломбирует вагоны. Правила пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте утверждены при­казом Министерства путей сообщения Российской Федерации.

Грузы должны доставляться в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила их исчисления утверждаются феде­ральным органом исполнительной власти в области железнодо­рожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Однако грузоот­правители и перевозчики в договорах об организации перевозок могут предусмотреть иной срок доставки грузов.

Исчисление срока доставки груза начинается с 24 ч дня прие­ма груза для перевозки.

Дату приема груза к перевозке и дату истечения срока дос­тавки груза указывает железнодорожная станция отправления в выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

За просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов,

Порядок расчета за перевозку груза между перевозчиком и грузоотправителем устанавливается федеральным органом ис­полнительной власти в области железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации и нор­мативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Согласно Правилам выдачи грузов на железнодорожном транс­порте станция назначения обязана сообщить грузополучателю о прибытии груза в день поступления, но не позднее 12 ч следующего дня. Представитель грузополучателя должен иметь доверенность на право получения груза. После оформления выдачи груза и его вы­грузки получатель обязан сдать перевозчику транспортные средства.

Прибывшие на станцию назначения грузы хранятся бесплат­но в течение 24 ч. За хранение груза сверх указанного срока взимается сбор, указанный в тарифном руководстве.

Принимая груз, получатель обязан проверить, обеспечена ли его сохранность при перевозке. При этом он проверяет целост­ность пломб, оттиски на них, исправность вагона или другого пе­ревозочного средства, соответствие наименования груза и коли­чества мест данным, указанным в железнодорожной накладной.

Перевозчик должен проверить на станции назначения при выдаче груза его состояние, массу и количество мест в следующих случаях:

• прибытие груза в неисправном вагоне, контейнере, а так же в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами;

• прибытие груза с коммерческим актом, составленным на попутной железнодорожной станции;

• прибытие груза с признаками недостачи либо поврежде­ния или порчи при перевозке груза в открытом железно­дорожном подвижном составе;

• прибытие скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки иди с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;

• прибытие груза, погруженного перевозчиком;

• выдача груза, выгрузка которого обеспечивалась перевоз­чиком в местах общего пользования. Грузы, перевозимые навалом и насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки их массы, если у грузополучателя и на железнодорожной станции назначения от­сутствуют вагонные весы.

В случае обстоятельств, являющихся основанием для возник­новения ответственности перевозчика, грузополучатель должен потребовать от него составления коммерческого акта.

Коммерческий акт составляется для удостоверения следую­щих обстоятельств:

• несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе;

• повреждение (порча) груза и возможные причины такого повреждения;

• обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;

• возвращение перевозчику похищенного груза;

• непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требова­нию грузополучателя.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах на бланках установленной формы. В нем указывают номер и дату составления акта, точное описание состояния груза, тары и тех обстоятельств, при которых обнаружена неисправность средства перевозки, при­чины порчи или повреждения груза, соблюдение правил погрузки. При составлении коммерческого акта на порчу скоропортящегося груза к его первому экземпляру обязательно должны быть прило­жены контрольные сведения о льдоснабжении или выписка из журнала температур. Акт должен быть подписан начальником станции или другим компетентным представителем перевозчика и грузополучателем. По требованию получателя перевозчик обязан выдать ему коммерческий акт в трехдневный срок.

Порядок составления коммерческого и других актов и их со­держание регламентируются Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утверждае­мыми Министерством путей сообщения Российской Федерации.

В случае нарушения перевозчиком договора перевозки груза ему может быть предъявлен иск.

До предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществ­лением перевозок груза, к нему обязательно предъявляется пре­тензия. Порядок предъявления и рассмотрения такой претензии изложен в статьях 120-124 Устава железнодорожного транспорта российской Федерации, а также в Правилах предъявления и рас­смотрения претензий, возникших в связи с осуществлением пере­возок грузов железнодорожным транспортом.

Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения установленного срока (в течение тридцати дней со дня получения претензии) или если получен ответ перевозчика на претензию до истечения этого срока.

На железнодорожной накладной при помощи специального штемпеля делается отметка о дате фактической выдачи груза.

Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении посредст­вом взаимодействия железнодорожного транспорта с морским, речным воздушным, автомобильным транспортом осущестеляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования груза.

Перевозчики могут оказывать грузоотправителям и грузопо­лучателям следующие виды услуг, связанных с перевозкой грузов:

Услуги предоставляют на основании договора транспортной экспедиции. Условия выполнения такого договора определяются соглашением сторон, если иное не установлено Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», а так же утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Кроме того, услуги, связанные с перевозкой, должны отвечать требова­ниям ГОСТ Р 51133-98 «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования».