logo
КНИГА ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ

10.1. Содержание коммерческой работы при розничной продаже товаров

Коммерческая деятельность на предприятиях розничной торговли имеет свою специфику, которая проявляется на всех ее этапах. Это связано, прежде всего, с тем, что розничный рынок — это потребительский рынок, где покупатели приобретают това­ры и услуги для личного потребления. Здесь представлено ог­ромное количество отличающихся друг от друга по уровню до­ходов и потребления, социальному положению, образованию и другим признакам покупателей.

На розничных торговых предприятиях должна проводиться по­вседневная работа по изучению и прогнозированию покупательско­го спроса населения. С этой целью в магазинах должен быть органи­зован учет продажи и запасов товаров в ассортиментном разрезе, а также регистрация неудовлетворенного спроса и требований поку­пателей к качеству отдельных видов и разновидностей товаров.

Для стимулирования сбыта товаров должны широко исполь­зоваться различные виды и средства рекламы.

Наиболее ответственным является завершающий этап коммер­ческой работы, который осуществляется на стадии розничной куп­ли-продажи товаров. При этом розничное торговое предприятие по договору розничной купли-продажи обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего поль­зования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Договор розничной купли-продажи является публичным договором. Это означает, что розничное тор­говое предприятие обязано продавать товары каждому, не оказы­вая предпочтения одному покупателю перед другим. Он считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового либо товарного чека, либо иного документа» подтверждающего оплату товара. В то же время, отсутствие у по­купателя указанных документов не лишает его возможности ссы­латься на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий (см. Приложение 2).

Публичной офертой заключения договора розничной купли-продажи является реклама товаров в различных ее формах. Вы­ложенные в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. д.) то­вары, другие способы демонстрации образцов рекламируемых: товаров, предоставление сведений о продаваемых товарах (опи­саний, каталогов и т. п.) в месте их продажи — все это признается публичной офертой, независимо от того, указаны ли цена и дру­гие существенные условия договора розничной купли-продажи исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Розничное торговое предприятие обязано предоставить покупателю необходимую достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже (Приложения 29, 30). Покупатель вправе до покупки осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств товара или демонстрации его использования, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Продавец, не предос­тавивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность за недостатки товара переданного покупателю, если покупатель докажет, что они воз­никли в связи с отсутствием у него такой информации.

Покупатель с продавцом вправе определить срок, в течение которого товар не может быть продан другому покупателю.

Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, пред­ложенным продавцам. В этом случае он считается исполненным с момента доставки товара по месту жительства покупателя.

Если продажа товаров производится через автоматы, то вла­делец автоматов должен донести до покупателя сведения о про­давце товаров (фирменном наименовании продавца, месте его нахождения, режиме работы), а также о действиях, которые не­обходимо совершить покупателю для получения этих товаров. Эти с ведения должны быть нанесены на автоматы или вывеше­ны в месте, где расположены автоматы.

Розничная купля-продажа может осуществляться с условием о доставке товаров покупателям. В этом случае договор счита­ется исполненным с момента вручения товара покупателю или любому лицу, предъявившему квитанцию либо иной документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара.

Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной про­давцом в момент заключения договора розничной купли-прода­жи. Если договором предусмотрена предварительная оплата то­вара, отказ от оплаты покупателем товара в установленный дого­вором срок признается отказом покупателя от договора.

Договором розничной купли-продажи может быть преду­смотрена оплата товара через определенное время после его пе­редачи покупателю (продажа товаров в кредит).

Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более дли­тельный срок не объявлен продавцом, обменять купленный то­вар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в це­не соответствующий перерасчет с продавцом.

При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить продавцу приобретенный товар и подучить уплаченную за него денежную сумму.

Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

Отношения по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина регулируются не только Гражданским кодексом Российской Федерации, но и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Примерными правилами работы предприятия розничной торговли и основными требованиями к работе мелкорозничной торговой сети (Приложение 33) и др.

Одной из важных задач коммерческой деятельности розничных торговых предприятий является обеспечение ими своей конкурентоспособности. Основным способом достижения этой задачи является предложение покупателям товаров и услуг надлежащего качества, в нужном ассортименте, в необходимые сроки и на более выгодных условиях, чем у конкурентов.

Поэтому, оценивая свою конкурентоспособность и конкурентные позиции на розничном рынке, торговое предприятие должно выявить, сколько реальных и потенциальных конкурентов оно имеет, информацию о них, их позицию на рынке и т. д.