10.1. Содержание коммерческой работы при розничной продаже товаров
Коммерческая деятельность на предприятиях розничной торговли имеет свою специфику, которая проявляется на всех ее этапах. Это связано, прежде всего, с тем, что розничный рынок — это потребительский рынок, где покупатели приобретают товары и услуги для личного потребления. Здесь представлено огромное количество отличающихся друг от друга по уровню доходов и потребления, социальному положению, образованию и другим признакам покупателей.
На розничных торговых предприятиях должна проводиться повседневная работа по изучению и прогнозированию покупательского спроса населения. С этой целью в магазинах должен быть организован учет продажи и запасов товаров в ассортиментном разрезе, а также регистрация неудовлетворенного спроса и требований покупателей к качеству отдельных видов и разновидностей товаров.
Для стимулирования сбыта товаров должны широко использоваться различные виды и средства рекламы.
Наиболее ответственным является завершающий этап коммерческой работы, который осуществляется на стадии розничной купли-продажи товаров. При этом розничное торговое предприятие по договору розничной купли-продажи обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Договор розничной купли-продажи является публичным договором. Это означает, что розничное торговое предприятие обязано продавать товары каждому, не оказывая предпочтения одному покупателю перед другим. Он считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового либо товарного чека, либо иного документа» подтверждающего оплату товара. В то же время, отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий (см. Приложение 2).
Публичной офертой заключения договора розничной купли-продажи является реклама товаров в различных ее формах. Выложенные в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. д.) товары, другие способы демонстрации образцов рекламируемых: товаров, предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов и т. п.) в месте их продажи — все это признается публичной офертой, независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Розничное торговое предприятие обязано предоставить покупателю необходимую достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже (Приложения 29, 30). Покупатель вправе до покупки осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств товара или демонстрации его использования, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность за недостатки товара переданного покупателю, если покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.
Покупатель с продавцом вправе определить срок, в течение которого товар не может быть продан другому покупателю.
Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцам. В этом случае он считается исполненным с момента доставки товара по месту жительства покупателя.
Если продажа товаров производится через автоматы, то владелец автоматов должен донести до покупателя сведения о продавце товаров (фирменном наименовании продавца, месте его нахождения, режиме работы), а также о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения этих товаров. Эти с ведения должны быть нанесены на автоматы или вывешены в месте, где расположены автоматы.
Розничная купля-продажа может осуществляться с условием о доставке товаров покупателям. В этом случае договор считается исполненным с момента вручения товара покупателю или любому лицу, предъявившему квитанцию либо иной документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара.
Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи. Если договором предусмотрена предварительная оплата товара, отказ от оплаты покупателем товара в установленный договором срок признается отказом покупателя от договора.
Договором розничной купли-продажи может быть предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (продажа товаров в кредит).
Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене соответствующий перерасчет с продавцом.
При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить продавцу приобретенный товар и подучить уплаченную за него денежную сумму.
Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
Отношения по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина регулируются не только Гражданским кодексом Российской Федерации, но и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Примерными правилами работы предприятия розничной торговли и основными требованиями к работе мелкорозничной торговой сети (Приложение 33) и др.
Одной из важных задач коммерческой деятельности розничных торговых предприятий является обеспечение ими своей конкурентоспособности. Основным способом достижения этой задачи является предложение покупателям товаров и услуг надлежащего качества, в нужном ассортименте, в необходимые сроки и на более выгодных условиях, чем у конкурентов.
Поэтому, оценивая свою конкурентоспособность и конкурентные позиции на розничном рынке, торговое предприятие должно выявить, сколько реальных и потенциальных конкурентов оно имеет, информацию о них, их позицию на рынке и т. д.
- Раздел 1 основы организации и технологии торговли
- Глава 1. Товародвижение и основные принципы его
- Глава 2. Организация проектирования и строительства
- Глава 3. Тара и тарные операции в торговле......................... 29
- Глава 4. Организация перевозки товаров................................ 41
- Раздел 2
- Глава 5. Типы и виды оптовых предприятий и их функции..................................................................................... 71
- Глава 6. Организация коммерческой деятельности оптовых предприятий.......................................................... 75
- Глава 7. Склады в оптовой торговле...................................... 101
- Глава 8. Организация и технология складских операций...... 112
- Раздел 3
- Глава 9. Инфраструктура розничной торговли.................... 131
- Глава 10. Организация торгово-технологического процесса в магазине............................................................... 149
- Глава 11. Защита прав потребителей и основные правила розничной торговли............................................ 181
- Раздел I
- Глава 1
- 1.1. Понятие и сущность процесса товародвижения
- 1.2. Принципы и условия рационального построения процесса товародвижения
- 1.3. Нормативно-правовое регулирование торговли
- 1.4 Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности
- Глава 2
- 2.1. Организация строительного проектирования предприятий торговли
- 2.2. Организация капитального строительства, реконструкции и ремонта предприятий торговли
- Глава 3
- 3.1. Классификация и характеристика основных видов тары
- 3.2. Стандартизация, унификация и качество тары
- 3.3. Кодирование и маркировка тары и упаковки
- 3.4. Организация оборота тары в торговле
- Глава 4
- 4.1. Организация перевозки товаров железнодорожным транспортом
- 4.2 Организация перевозки товаров автомобильным транспортом
- 4.3. Организация перевозки товаров водным и воздушным транспортом
- Раздел II
- Глава 5
- 5.1. Функции оптовой торговли
- 5.2. Типы и виды оптовых предприятий
- Глава 6
- 6.1. Информация в коммерческой деятельности
- 6.2. Коммерческая работа
- 6.4. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров
- 1. Предмет Договора
- 2. Обязанности сторон
- 3. Ответственность сторон
- 4. Цена и порядок расчетов
- 5. Разрешение споров
- 6.5. Реклама в коммерческой деятельности торговых предприятий
- 6.6. Некоторые особенности коммерческой
- Глава 7
- 7.1. Функции складов и их классификация
- 7.2. Требования к устройству складов
- 7.3. Структура складских помещений и площадей. Расчет потребности в складской площади
- 7.4. Технологическое оборудование складов
- Глава 8
- 8.1. Организация и технология приемки товаров
- 8.2. Организация хранения товаров
- 8.3. Организация и технология отпуска товаров со склада
- 8.4. Определение технико-экономических показателей работы склада
- 8.5. Организация труда и управления на складе
- Раздел III
- Глава 9
- 9.1. Розничные торговые предприятия, их классификация и функции
- 9.2. Виды и типы розничных торговых предприятий
- 9.3. Требования к устройству магазинов и их планировке
- 9.4. Торгово-технологическое оборудование магазинов
- 9.5. Интерьер и рекламное оформление магазина
- Глава 10
- 10.1. Содержание коммерческой работы при розничной продаже товаров
- 10.2. Организация и технология операций по поступлению товаров в магазин
- 10.3. Технология хранения и подготовки товаров к продаже
- 10.4. Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- 10.5. Организация и технология розничной продажи товаров
- 10.6. Услуги розничной торговли
- 10.7. Управление торгово-технологическим процессом и организация труда в магазине
- Глава 11
- 11.1. Защита прав потребителей
- 11.2. Основные правила продажи товаров и особых видов торговли
- 11.3. Санитарные правила и пожарная безопасность торговых предприятий
- 26 Января 1996 г. № 14-фз
- Раздел IV. Отдельные виды обязательств
- Глава 30. Купля-продажа
- § 1. Общие положения о купле-продаже
- §2. Розничная купля-продажа
- § 3. Поставка товаров
- 30 Декабря 200.1 г. № 195-фз
- Раздел II. Особенная часть
- Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан
- Глава 6. Административные правонарушения,
- Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности
- Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель
- Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательском деятельности
- Глава 15. Административные правонарушения
- Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления
- Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Требования к организации и проведению мероприятий по контролю
- Глава III. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Защита прав потребителей
- Глава III. Защита прав потребителей при выполнении работ {оказании услуг)
- Глава IV. Государственная и общественная защита прав потребителей
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Технические регламенты
- Глава 3. Стандартизация
- Глава 4. Подтверждение соответствия
- Глава 5. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)
- Глава 6. Государственный контроль (надзор)
- Глава 7. Информация о нарушении
- Глава 8. Информация о технических регламентах и документах по стандартизации
- Глава 9. Финансирование в области технического регулирования
- Глава 10. Заключительные и переходные положения
- Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия
- Глава II. Права и обязанности граждан,
- Глава III. Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека
- Глава IV. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия
- Глава V. Государственное регулирование в области
- Глава VII. Ответственность за нарушение
- Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия
- Глава II. Полномочия российской федерации,
- Глава III. Государственное регулирование
- Глава IV. Общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов
- Глава V. Ответственность за нарушение настоящего федерального закона
- Глава VI. Заключ ительные положения
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
- Глава III. Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
- Глава IV. Контроль за соблюдением настоящего федерального закона и ответственность за его нарушение.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Государственные реестры Статья 4. Принципы ведения государственных реестров
- Глава III. Порядок государственной регистрации
- Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц при их создании
- Глава V. Государственная регистрация
- Глава VI. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся
- Глава VII. Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией
- Глава VIII. Отказ в государственной регистрации,
- Глава IX. Переходные и заключительные положения
- II. Особенности продажи продовольственных товаров
- II. Особенности продажи
- IV. Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения
- V. Особенности продажи парфюмерно-косметических товаров
- VI. Особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов
- VII. Особенности продажи изделий из драгоценных металлов
- X. Особенности продажи товаров бытовой химии
- XI. Особенности продажи пестицидов и агрохимикатов
- XIV. Особенности продажи строительных материалов и изделий
- XV. Особенности продажи мебели
- XVI. Особенности продажи сжиженного углеводородного газа
- XVII. Особенности продажи непериодических изданий
- XVIII. Особенности продажи непродовольственных товаров,
- XIX. Контроль за соблюдением настоящих правил
- I. Общие положения
- I. Общие положения
- II. Порядок продажи товаров
- III. Контроль за соблюдением настоящих правил
- I. Общие положения
- III. Определение цены товара, принятого на комиссию,
- IV. Продажа товаров, принятых на комиссию
- V. Уценка товаров, принятых на комиссию
- VI. Порядок расчетов комиссионера с комитентом за проданный товар. Контроль за соблюдением настоящих правил
- 1. Область применения и общие положения
- 2. Требования к размещению организаций торговли
- 3. Требования к водоснабжению и канализации
- 4. Требования к вентиляции, кондиционированию, отоплению,
- 5. Требования к планировке,
- 8. Требования к реализации пищевых продуктов
- 9. Гигиенические требования к мелкорозничной сети
- 10. Требования к содержанию помещений и оборудования
- 12. Мероприятия по борьбе с насекомыми и грызунами
- 13. Личная гигиена персонала
- 14. Требования к соблюдению санитарных правил
- I. Общие положения и область применения
- II. Требования к размещению
- IX. Требования к раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий
- XVI. Требования к временным организациям общественного питания быстрого обслуживания
- 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты
- 1. Общие положения и область применения
- III. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов
- I. Общие требования
- VII. Объекты торговли
- XIII. Объекты хранения
- 4. Требования к организации и проведению погрузочно-разгрузочных работ
- 4.1. Общие требования
- 4.3. Требования к организации
- 5. Требования к торгово-технологическому оборудованию
- 5.1. Общие требования
- 6. Требования к организации рабочих мест