logo
КНИГА ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ

3.2. Стандартизация, унификация и качество тары

В обращении постоянно находится большое количество раз­нообразной тары. Это разнообразие затрудняет работу по ее об­служиванию (транспортирование, хранение, учет). В связи с этим большое значение имеет стандартизация и унификация тары.

Стандартизация предусматривает замену излиш­него многообразия тары одинакового назначения оптимальным (как правило, небольшим) числом наиболее рациональных ее ви­дов и типов.

С этой целью применяются нормативные и предметные стан­дарты.

Нормативные стандарты содержат термины и определения, общие технические условия, методы испытания тары в зависимости от ее функций (транспортная, потребитель­ская) или отдельных видов тары.

Предметные стандарты нормируют различ­ные показатели конкретных видов и типов тары, в том числе и с учетом ее назначения, то есть той продукции, для которой она предназначена.

Одним из методов стандартизации тары является ее унифи­кация, есть приведение различных видов тары к наименьшему числу типоразмеров (типов тары одного размера).

Система размеров тары устанавливается на базе модуля (ис­ходной меры). В качестве модуля могут применяться номиналь­ные размеры поддонов 1200х800, 1200х1000 и 1000х800 мм.

Транспортная тара, габаритные размеры которой превышают 1200х1000х1200 мм, называется крупногабаритной, а тара, размеры которой не превышают указанных размеров — малогабаритной.

Унифицированные размеры тары определяются следующим образом:

наружные размеры транспортной прямоугольной тары долж­ны быть такими, чтобы при укладке на поддон его площадь ис­пользовалась максимально. Иными словами, они рассчитываются делением линейных размеров поддона на количество единиц тары, размещаемой на нем. При расчете наружных размеров тары круглого сечения применяют тот же принцип;

внутренние размеры транспортной тары должны быть крат­ными наружным размерам размещаемой в них тары.

Стандартами не только устанавливаются размеры тары, но и рекомендуются примерные схемы ее размещения на поддоне, что позволяет наиболее эффективно использовать его площадь.

Следует отметить, что модульная система унифицированных размеров применяется не только для тары, но и для транспортных средств, складов, средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ. Это способствует повышению эффективности ис­пользования средств транспорта и емкости складских помещений.

Одним из наиболее важных показателей тары является ее качество.

Качество новой не бывшей в употреблении, тары нормирует­ся стандартами по ряду показателей (безопасности, надежности, эргономическим и др.) в зависимости от ее назначения.

Качество тары, находящейся в обращении, определяется в со­ответствии с требованиями специальных правил.

Так, в соответствии с Правилами обращения возвратной дере­вянной и картиной тары возвратные картонные ящики по каче­ству подразделяются на:

• ящики, требующие ремонта;

• ящики картонные отремонтированные.

Ящики, требующие ремонт а, в свою очередь, делят на две категории в зависимости от характера имеющихся у них повреждений.

К первой категории относятся ящики годные для повторного использования, чистые с внутренней стороны, без сквозных по­вреждений, с цельными клапанами и укомплектованные вспомо­гательными упаковочными средствами, с наличием скрепок. В них допускаются обрывки клеевой ленты и этикеток.

Ко второй категории относятся ящики годные для повторного использования, с деформацией двух стенок до 15% их площади, имеющие до четырех сквозных повреждений, но не более двух на одной стенке, размером по длине и диаметру до 5 см или с оголен­ной гофрой размером по длине не более 12 см, по ширине до 6 см, наличие скрепок, обрывков клеевой ленты и этикеток.

Допускается загрязнение внутренней поверхности ящиков следами упакованной в них продукции, не более двух мест на ящик, площадью до 50 см2,

В отремонтированных ящиках должны быть устранены указанные повреждения, но при этом допуска­ются следующие отклонения от требований нормативно-техни­ческой документации:

деформация двух стенок до 15% их площади;

заклеенные сквозные отверстия размером по длину и по диаметру не более 5 см, в количестве не более четырех на ящик и не более двух на одной стенке:

заклеенная оголенная гофра размером по длине не более 12 см и по ширине до 6 см, в количестве не более двух штук;

размер наклеек должен превышать размеры повреждений и загрязнений не менее чем на 2-3 см. Клеевая лента должна быть приклеена ровно, не иметь пузырей, морщин и складок.

В отремонтированных ящиках неприклееппые обрывки ста­рой клеевой ленты не допускаются.

Картонным тароматериалом считаются кар­тонные ящики, имеющие повреждения, превышающие предусмот­ренные для ящиков второй категории, но не более указанных ниже:

пяти сквозных повреждений в ящике, размером по длине и ширине до 10см,

излом картона, расслоение или оголение гофры картона до 15% площади каждой стенки или клапана;

отрыв клапанов или отсутствие стенок ящика;

загрязнение наружной или внутренней поверхности ящиков маслами до 10 см2 на каждой стенке.

В соответствии с теми же Правилами деревянные ящики по качеству подразделяются на следующие категории:

• ящики, требующие ремонта;

• ящики деревянные отремонтированные.

Ящиками, требующими ремонта считают­ся ящики, у которых имеется одно из следующих повреждений;

поломка (отсутствие) до четырех дощечек или планок, за ис­ключением вертикальных планок торцовых стенок плотных и решетчатых дощатых ящиков;

поломка (отсутствие) одной дощечки в одной из стенок или дна лотков для плодов и овощей;

повреждение металлической ленты или проволоки, уголков из ленты, расшатанность;

наличие торчащих гвоздей.

В отремонтированных ящиках указанные повреждения должны быть устранены. В них допускаются сле­дующие отступления от нормативно-технической документации, в соответствии с которой они были изготовлены:

увеличение толщины дощечек и планок до 3 мм;

просветы между дощечками в плотных ящиках до 5 мм, в ре­шетчатых — не более 5 мм сверх предусмотренных стандартами»

сквозные трещины не более ½ длины;

несквозные сколы дощечек боковых стенок, дна, крышки, в пределах, предусмотренных для обзола;

сквозные сколы не более ½ длины и шириной до 10 мм, но не более трех в решетчатых ящиках;

наличие отверстий от выдернутых гвоздей;

наличие отверстий от выпавших сучков в решетчатых ящиках;

увеличение количества гвоздей и скоб;

расслоение и коробление листов фанеры, излом древесново-локнистой плиты в ящиках из листовых древесных материалов, не превышающий 5% площади каждой детали без нарушения их целостности;

поверхностная коррозия на металлических креплениях;

применение металлической ленты или проволоки, соединен­ных из двух или трех частей (в замок или внахлест — для метал­лической ленты, скруткой концов — для проволоки);

отклонения по внутренним размерам ящиков, длине досок, планок и ширине щитов не более 5% (в ящиках, предназначенных для упаковки продукции в стеклянной таре, допускаются только в сторону увеличения);

отсутствие маркировки завода-изготовителя, характеризую­щей тару.

Детали ящиков, а также ящики с повреждениями, не позво­ляющими отнести их к ящикам, требующим ремонта, считаются деревянным тароматериалом. Он должен иметь размеры по длине не менее 500 мм (кроме ящиков, изготовленных по стандартам), а по сечению (дощечки, планки, детали обшивки, обрешетка) — не менее 9х40 мм.

Кроме названного выше документа в торговле используют и Правила применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки. В них, в частности, определены требования к качеству находящихся в обращении тканевых мешков.

Мешки сетчатые из-под картофеля и овощей подразделяют­ся на две категории.

К первой категории относятся новые мешки, а также бывшие в употреблении, сухие, непрслые, не имеющие заплат, штопок и дыр.

Ко второй категории — мешки сухие, непрелые, имеющие или требующие не более трех заплат или штопок. При этом пло­щадь одной заплаты не должна превышать трех ячеек или трех квадратных сантиметров для сетчатых мешков, вырабатываемых из гардинного полотна.

Мешки не должны иметь следов и запаха керосина, техническо­го масла и нефти, так как в этом случае они не подлежат приемке.

Мешки тканевые из-под сахара подразделяют на три категории.

К первой категории относятся мешки новые, отечественные или импортные, а также бывшие в употреблении, сухие, непре­лые. без заплат, штопок и дыр.

Ко второй категории — мешки бывшие в употреблении, су­хие, непрелые, имеющие или требующие не более трех заплат или штопок.

К третьей категории — мешки бывшие в употреблении, су­хие, непрелые, имеющие или требующие не более пяти заплат или штопок.

При наличии на поверхности мешков сахарной корки категории их качества не снижаются.

Мешки тканевые из-под хлебопродуктов и семян сельскохо­зяйственных культур по качеству делятся тоже на три категории и по тем же признакам.

Мешки первой и второй категорий используются для упаков­ки всех видов и сортов муки, крупы и сортовых семян сельскохо­зяйственных культур, а мешки третьей категории — для упаковки муки, крупы (кроме риса, пшена, манной крупы и бобовых), зер­на, сортовых семян сельскохозяйственных культур, семян трав, комбикормов, пищевых жмыхов, шрота и отрубей.

Категории мешков не снижаются:

при наличии заплат, штопок и дыр на горловине мешка (верх­ней части шириной 10 см) или нашитой на горловину ленте, как на части, так и по всей окружности мешка;

При распоротом шве ДЛИНОЙ не более 20 см, не затрагиваю­щем ткань мешка;

при загрязнении мешка маркировочной краской;

при наличии пятен или остатков мучной корки (клейстера) после удаления бумажных маркировочных ярлыков;

при разреженности ткани мешка вдоль шва.

Категории затечных мешков (с тестовой коркой общей пло­щадью 200 см2 и более) определяются после обработки и удале­ния затечки.

Новые мешки» получаемые от промышленности, подлежат обязательному клеймению до упаковывания в них хлебопродук­тов и семян. Мешки, бывшие в употреблении, после их обработки подлежат клеймению на специализированных ремонтных пред­приятиях.

Клеймение производится штампом размером 75х35 мм несмы­вающейся краской, который ставится в середине мешка на рас­стоянии 30-40 см от кромки горловины. В штампе слева ставятся буквы, обозначающие название материала, из которого изготовлен мешок, а затем цифры «I», «2» или «З», обозначающие категорию мешка. Она определяется по последней стоящей в штампе цифре.