logo
КНИГА ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ

Глава 2. Технические регламенты

Статья 6. Цели принятия технических регламентов

1 Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растения предупреждения действий вводящих в заблуждение приобретателей.

2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Статья 7. Содержание и применение технических регламентов

1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обес­печивающие:

безопасность излучений;

биологическую безопасность;

взрывобезопасность;

механическую безопасность;

пожарную безопасность;

промышленную безопасность;

термическую безопасность;

химическую безопасность;

электрическую безопасность;

ядерную и радиационную безопасность;

электромагнитную совместимость в части обеспечения безо­пасности работы приборов и оборудования;

единство измерений.

2. Требования технических регламентов не могут служить пре­пятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполне­ния целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

3. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хра­нения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объек­та технического регулирования для целей применения техническо­го регламента. В техническом регламенте в целях его принятия мо­гут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том чис­ле схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, под­тверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объек­та, строительство которого закончено, и в иной форме.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные тре­бования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хра­нения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к тер­минологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их на­несения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Не включенные в технические регламенты требования к про­дукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

4. Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона целей принятия технического регламента.

5. В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетии них, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

6. Технические регламенты применяются одинаковым образов и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лица являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.

7. Технический регламент не может содержать требования продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобрета­теля о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

8. Международные стандарты и (или) национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

9. Технический регламент может содержать специальные требова­ния к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, пе­ревозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1 статьи б настоящего Федерально­го закона.

Технические регламенты устанавливают также минимально не­обходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологиче­скую безопасность (независимо от способов обеспечения безопас­ности, использованных изготовителем).

Ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут предусматриваться требования к продукции, методам её обработки и производства, процедурам испытания продукции, инспектирова­ния, подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимых для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их перевозки материалов, а также методы и. процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в технических регламентах требования.

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры разрабаты­ваются и применяются на основе научных данных, а также с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций в целях соблюде­ния необходимого уровня ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, который определяется с учетом степени фактического научно обоснованного риска. При оценке степени риска могут при­ниматься во внимание положения международных стандартов, ре­комендации международных организаций, участником которых является Российская Федерация, распространенность заболеваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по борьбе с заболеваниями и вредителями, экологические условия, экономические последствия, связанные с возможным причинением вреда, размеры расходов на предотвращение причинения вреда.

В случае если безотлагательное применение ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер необходимо для достижения Мели ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, а соответствующее науч­ное обоснование является недостаточным или не может быть получено; в необходимые сроки, ветеринарно-санитарные или фитосанитарным меры, предусмотренные техническими регламентами в отношении определенных видов продукции, могут быть применены на основе имеющейся информации, в том числе информации, полученной о соответ­ствующих международных организаций, властей иностранных госу­дарств, информации о применяемых другими государствами соответствующих мерах или иной информации. До принятия соответствующих технических регламентов в случае, установленном настоящим абзацем, ветеринарно-санетарные и фитосанитарные меры действуют в соответствии с пунктом 5 статьи 46 настоящего Федерального закон.

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры долены применяться с учетом соответствующих экономических факторе потенциального ущерба от уменьшения объема производств продукции или ее продаж в случае проникновения, закреплениями распространения какого-либо вредителя или заболевания, расходов на борьбу с ними или их ликвидацию, эффективности применения альтернативных мер по ограничению рисков, а также необходимости сведения к минимуму воздействия вредителя или заболевания на в окружающую среду, производство и обращение продукции.

10. Технический регламент, принимаемый федеральном законом или постановлением Правительства Российской Федерации, Я вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня то официального опубликования.

11. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, разрабатываются с соблюдением положений статьи 9 настоящего Федерального закона федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции в течение шести месяцев со дня официального опубликования технических регламентов и утверждаются Правительством Российской Федерации.

12. Правительство Российской Федерации разрабатывает пред­ложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материаль­но-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Прави­тельством Российской Федерации утверждается программа разра­ботки технических регламентов, которая должна ежегодно уточ­няться и опубликовываться.

Правительством Российской Федерации организуются постоян­ные учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие на­рушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государст­венному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жиз­ни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вре­да, а также организуется информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.

Статья 8. Виды технических регламентов

1. В Российской Федерации действуют: общие технические регламенты; специальные технические регламенты.

Обязательные требования к отдельным видам продукции, про­цессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реали­зации и утилизации определяются совокупностью требований об­щих технических регламентов и специальных технических регла­ментов.

2. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продук­ции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

3. Требованиями специального технического регламента учи­тываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, пе­ревозки, реализации и утилизации.

4. Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и

безопасного использования прилегающих к ним территорий;

пожарной безопасности;

биологической безопасности;

электромагнитной совместимости;

экологической безопасности;

ядерной и радиационной безопасности.

5. Специальные технические регламенты устанавливают тре­бования только к тем отдельным видам продукции, процессам про­изводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути­лизации, в отношении которых мели, определенные настоящим Федеральным законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

Специальные технические регламенты устанавливают требова­ния только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска при­чинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

Статья 9. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента

1. Технический регламент принимается федеральным законом! в порядке, установленном для принятия федеральных законов, с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

3. О разработке проекта технического регламента должно были опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и информационной системе общего пользования в электронной цифровой форме.

Уведомление о разработке проекта технического регламенте должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемым требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указание тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента, и информацию о способе ознакомления с проектом техническо­го регламента, наименование или фамилию, имя, отчество разра­ботчика проекта данного технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осу­ществляться прием в письменной форме замечаний заинтересо­ванных лиц.

4. С момента опубликования уведомления о разработке проек­та технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересован­ного лица предоставить ему копию проекта технического регламен­та. Плата, взимаемая за предоставление данной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересо­ванных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной фор­ме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содер­жания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной фор­ме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента и предоставлять их депутатам Государст­венной Думы, представителям федеральных органов исполнитель­ной власти и указанным, а пункте 9 настоящей статьи экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта техниче­ского регламента до дня опубликования уведомления о заверше­нии публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техниче­скому регулированию и в информационной системе общего поль­зования в электронно-цифровой форме.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно включать в себя информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента и пе­речнем полученных в письменной форме замечаний заинтересо­ванных лиц, а также наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

6. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта в течение десяти дней с момента оплаты опубликования уведомлений. Порядок опубликования уведомлений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется, при наличии следующих документов:

обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории, а Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента;

финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;

документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;

перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, указанный в пункте 4 настоящей статьи.

Внесенный в Государственную Думу проект федерального за кона о техническом регламенте с приложением документов, указанных в настоящем пункте, направляется Государственной Думы в Правительство Российской Федерации. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

8. Проект федерального закона о техническом регламенте, при­нятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в пе­чатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме

Поправки к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее, чем за месяц до рассмот­рения Государственной Думой проекта федерального закона о тех­ническом регламенте во втором чтении.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовать в своем печатном издании проект федерального закона о техническом регламенте в течение десяти дней с момента оплаты его опубликования. Порядок опуб­ликования проекта федерального закона о техническом регламенте и размер платы за его опубликование устанавливаются Правитель­ством Российской Федерации.

Проект федерального закона о техническом регламенте, подго­товленный ко второму чтению, направляется Государственной Ду­мой в Правительство Российской Федерации не позднее, чем за месяц до рассмотрения указанного проекта Государственной Ду­мой во втором чтении. На проект федерального закона о техниче­ском регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовлен­ный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

9. Экспертиза проектов технических регламентов осуществля­ется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти,, научных организа­ций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по тех­ническому регулированию утверждается Правительством Россий­ской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществ­ляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных ко­миссий по техническому регулированию являются открытыми.

Заключения экспертных комиссий по техническому регулирова­нию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти го техническому ре­гулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Порядок опубликования таких заклю­чений и размер платы за их опубликование устанавливаются Пра­вительством Российской Федерации.

10. В случае несоответствия технического регламента интере­сам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международ­ным нормам и правилам Правительство Российской Федерации обязано начать процедуру внесения изменений в технический рег­ламент или отмены технического регламента.

Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей и статьей 10 настоящего Федерального закона в части разработки и принятия технических регламентов.

Статья 10. Особый порядок разработки и принятия технических регламентов

1. В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоров вью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных, растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент Российской Федерации вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

2. Технический регламент может быть принят международным договором (в том числе договором с государствами — участниками Содружества Независимых Государств), подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В этом случае проект технического регламента, разрабатывается в порядке, установленном пунктами 2-6 статьи 9 настоящего Федерального закона.

3. До вступления в силу федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте, раз­работанном в порядке, установленном пунктами 2-6 статьи 9 на­стоящего Федерального закона.

Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте, подготовленный к рассмотрению на засе­дании Правительства Российской Федерации, не позднее, чем за месяц до его рассмотрения направляется на экспертизу в соответ­ствующую экспертную комиссию по техническому регулированию, которая создана и осуществляет свою деятельность в порядке, ус­тановленном пунктом 9 статьи 9 настоящего Федерального закона. Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте рассматривается на заседании Прави­тельства Российской Федерации с учетом заключения соответст­вующей экспертной комиссии по техническому регулированию.

Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном из­дании федерального органа исполнительной власти по техниче­скому регулированию и в информационной системе общего поль­зования в электронно-цифровой форме не позднее, чем за месяц до его рассмотрения на заседании Правительства Российской Феде­рации. Порядок опубликования указанного проекта постановления устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Со дня вступления в силу Федерального закона о техниче­ском регламенте соответствующий технический регламент, издан­ный указом Президента Российской Федерации или постановлени­ем Правительства Российской Федерации, утрачивает силу.