logo
КНИГА ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ

10.7. Управление торгово-технологическим процессом и организация труда в магазине

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из периодически повторяемых операций, в чем проявляется его цикличность.

Для того чтобы обеспечить рациональное осуществление торгово-технологического процесса в магазине, необходима хорошо продуманная система управления всеми его операциями.

Предметами управления в магазине являются товарные запасы, ассортимент товаров, товарные и покупательские потоки, трудовой процесс и качество обслуживания покупателей.

Управление товарными запасами. В магазине должны быть созданы условия, обеспечивающие бесперебойную торговлю Я при минимальных объемах товарных запасов, а также для предотвращения товарных потерь в процессе хранения, внутрима-газинного перемещения и продажи товаров. Это достигается путем повседневного управления товарными запасами. Оно должно быть нацелено, прежде всего, на предупреждение отклонения товарных запасов от определенных для магазина необходимых их размеров. Необходимые размеры товарных запасов для магазинов устанавливаются с учетом объема дневной реализации Я товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Работники магазинов следят за соответствием фактических запасов товаров установленным необходимым размерам, принимают меры по их регулированию.

Управление ассортиментом товаров. Оно предусматривает систематический контроль за соблюдением в магазине обязательного ассортиментного перечня товаров своевременное внесение предложений по его изменению. В его задачи входит обеспечение достаточной полноты ассортимента в пределах товарных групп, его устойчивости и комплексности предложения.

Управление ассортиментом товаров тесно связано с управлени­ем товарными запасами.

Для регулирования и контроля ассортимента товаров в мага­зине применяют следующие методы:

• разработку технологических карт размещения ассорти­мента товаров в торговом зале;

• определение соответствия фактического ассортимента то­варов установленному обязательному ассортиментному пе­речню и выявление причин отклонений;

• разработку и принятие решений, направленных на совер­шенствование ассортимента товаров.

Управление товарными потоками. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить высокую производительность труда работни­ков магазина и сократить затраты времени на пополнение то­варных запасов в торговом зале. Оно должно основываться на соблюдении следующих принципов:

достижение максимальной прямоточности внутримагазинного перемещения товаров;

обеспечение минимального объема грузооборота; недопущение пересечения товарных и покупательских потоков; применение средств механизации на основе пакетирования грузов и широкое использование тары-оборудования.

Управление товарными потоками осуществляется на основе специальных технологических карт. При их разработке учиты­вают расположение помещений (зон) магазина и их взаимосвязь, размещение товаров в торговом зале, их оборачиваемость, об­ратные потоки тары и упаковки из торгового зала до мест их хранения, направления покупательских потоков.

Управление покупательскими потоками занимает централь­ное место в общей системе управления торгово-технологическим процессом в магазине.

Управление потоками покупателей предполагает анализ их интенсивности по часам и дням работы магазина, расстановку персонала магазина с учетом их интенсивности, четкую внутримагазинную информацию, обеспечение размещения товаров в торговом зале с учетом равномерного распределения покупа­тельских потоков и т. д.

В регулировании потоков покупателей существенную роль играют контрольно-кассовые узлы магазина, которые должны иметь достаточную пропускную способность, что обеспечивается рациональным выбором типа контрольно-кассовых машин, правильным определением

потребности в них, квалификацией контролеров-кассиров и т. д. Управление процессом обслуживания покупателей. Оно находится в тесной взаимосвязи с совершенствованием всего торгово-технологического процесса в магазине, организации труда торговых работников, с соблюдением ими правил продажи товаров и требований культуры торговли. Поэтому следует систематически изучать мнение покупателей об используемых в магазине методах продажи товаров, ассортименте реализуемых товаров, дополнительных услугах, оказываемых покупателям, и т. д. На основе этого принимают дополнительные меры по улучшению торгового обслуживания населения.

В магазине может быть использована индивидуальная или бригадная форма организации труда.

При индивидуальной форме организации труда работник магазина используется на определенном участке торгово-технологического процесса, на него возлагается личная ответственность за сохранность товарно-материальных ценностей, обслуживание покупателей и т.д.

Бригадная форма организации труда предполагает объединение работников в бригады в пределах отдела, секции и т. д. Они несут общую ответственность за результаты работы (см. Приложение 32).

Численность работников и структура штата магазина зависят от типа предприятия и размера его торговой площади, объема, условий и режима работы, методов продажи товаров, количества рабочих мест и других показателей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ.

В связи с этим важное значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения ими торгово-технологических операций, четкое определение функ­циональных обязанностей каждого работника.

Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.

Функциональное разделение предполагает обособление от­дельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь персонал розничного торгового предприятия подразделяется на три категории: управленческий, основной, или торгово-оперативный, и вспомогательный.

Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам мага­зина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производи­тельному обслуживанию покупателей.

Разделение труда по квалификационному признаку основы­вается на распределении обязанностей работников магазина в соответствии с их квалификацией.

Одним из важных условий разделения труда является его кооперация, которая: выражается в совмещении: работниками магазина профессий, специальностей и функций.

Разделение и кооперация труда в магазине должны осущест­вляться с учетом типа и размера торговой площади предпри­ятия, применяемых методов продажи товаров, размера к струк­туры товарооборота, используемых методов дополнительного обслуживания покупателей и других условий работы магазина. Однако мероприятия по разделению и кооперации труда не должны сопровождаться ухудшением качества обслуживания покупателей и условий труда работников магазина.

Одно из основных направлений совершенствования органи­зации труда в магазине — улучшение организации и обслуживания рабочих мест.

Организация и обслуживание рабочих мест должны обеспе­чивать персоналу магазина благоприятные условия для эффек­тивного использования рабочего времени и оборудования, по­вышения производительности труда (см. Приложения 30,31).

Повышению производительности труда работников магазина во многом способствует совершенствование приемов и методов труда. Под приемами труда следует понимать сово­купность трудовых действий, направленных на выполнение по­вторяющихся в определенной последовательности операций, свя­занных единым целевым назначением. Метод труда — способ осуществления процесса труда.

Совершенствование приемов и методов труда должно со­провождаться сокращением затрат времени на выполнение тру­довых операций, обеспечением безопасности труда, достижени­ем максимальной содержательности труда. Оно должно способ­ствовать сокращению затрат времени на обслуживание покупа­телей и снижению утомляемости работников.

К важным факторам повышения эффективности труда ра­ботников розничных торговых предприятий относится его нор­мирование, которое позволяет установить рациональную чис­ленность и структуру штата работников, эффективно использо­вать оборудование и рабочее время, повысить материальную заинтересованность работников в результатах своего труда.

При нормировании труда работников используют нормы времени, выработки и обслуживания.

На качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывают квалификационный и общеобразовательный уровень работников магазина. Поэтому одним из направлений со­вершенствования организации труда в магазине является подго­товка и повышение квалификации кадров.