11.1. Защита прав потребителей
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг (Приложение 5).
В преамбуле Закона даются определения основным, используемым в нем понятиям: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, стандарт, недостаток, существенный недостаток и безопасность товара (работы, услуги)
В соответствии с требованиями статьи 4 закона «О защите прав потребителей» продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, а при отсутствии в договоре условий о качестве товара — передать товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В том случае, когда продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения, он обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
В случаях, когда стандартами установлены обязательные требования к качеству товара, потребителю должен быть передан товар, соответствующий этим требованиям.
Статьей 5 Закона предусмотрены права и обязанности изготовителя (продавца) устанавливать срок службы, срок годности товара и гарантийный срок на товар.
Срок службы изготовитель вправе устанавливать на товар, предназначенный для длительного использования. Это период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его (изготовителя) вине.
В некоторых случаях установление срока службы является обязанностью изготовителя. Это правило действует в отношении товаров, а также комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинить вред его имуществу или окружающей среде (см. Приложение 15). Срок годности — период, па истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Правительством Российской Федерации утвержден перечень товаров, для которых изготовитель обязан устанавливать срок годности (Приложение 14).
Продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается. Также запрещается продавать товары, на которые должен быть установлен срок годности, но он не установлен.
Изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель или продавец обязан удовлетворить установленные действующим законодательством требования потребителя (например, о замене товара с недостатком на товар надлежащего качества).
Если изготовителем гарантийный срок на товар установлен не был, то это вправе сделать продавец. Если же гарантийный срок установлен изготовителем товара, то и в этом случае его может установить продавец. При этом гарантийный срок, установленный продавцом, должен быть более продолжительным, чем определенный изготовителем.
В статье 7 Закона «О защите прав потребителей» установлено право потребителя на безопасность товара. Изготовитель обязан обеспечить безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара. Кроме того, он в течение этого срока обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства. Если срок службы не установлен изготовителем товара, он обязан выполнять перечисленные требования в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю (статья 6 Закона).
Если для безопасного использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом. Продавец обязан довести указанные правила до сведения потребителя.
Потребители имеют право на необходимую и достоверную информацию об изготовителе, продавце, товарах (статья 8 Закона). Такая информация в наглядной и доступной форме должна доводиться до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи на русском языке и дополнительно, по усмотрению изготовителя (продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Статьей 9 Закона определено, что информация об изготовителе (продавце) должна содержать:
фирменное наименование (для коммерческих организаций) или наименование (для некоммерческих организаций);
место его нахождения (юридический адрес);
режим работы;
номер и срок действия лицензии, информацию о выдавшем ее органе (если вид осуществляемой продавцом или изготовителем деятельности подлежит лицензированию).
Индивидуальный предприниматель должен дополнительно предоставить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Статьей 10 Закона установлено, что информация о товарах (услугах) обязательно должна включать в себя:
• обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (услуги);
• сведения об основных потребительских свойствах товаров (услуг), а в отношении продуктов питания — о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством Российской Федерации (Приложение 16);
• цену и условия приобретения товаров;
• гарантийный срок, если он установлен;
• правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (услуг);
• срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при их невыполнении;
• место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), а также место нахождения организаций, уполномоченных изговителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящих ремонт и техническое обслуживание товара;
• информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни и здоровья потребителя, а так- же другим подобным требованиям. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации .3 (Приложение 12).
• информацию о правилах продажи товаров (оказания услуг).
Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, то информация об этом предоставляется потребителю обязательно.
Продовольственные товары, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.
Вся перечисленная выше информация доводится до сведения с потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Если предоставление ненадлежащей информации о товаре привело к возникновению в нем недостатков (например, из-за неправильной эксплуатации электробытового прибора, вызванной отсутствием инструкции на русском языке), потребитель вправе предъявить изготовителю или продавцу те же требования, что и в отношении товаров ненадлежащего качества (пункт 2 статьи 12 Закона).
Если из-за отсутствия информации о товаре или предоставления ненадлежащей информации будет причинен вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, он вправе требовать от изготовителя или продавца возмещения вреда в полном объеме (пункт 3 статьи 12 Закона).
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества, в сроки, установленные Законом.
Требования потребителя о замене технически сложных и дорогостоящих товаров подлежат удовлетворению в случае обнаружения в них существенных недостатков. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации (Приложение 20).
Если недостатки обнаружены в товарах, свойства которых не позволяют устранить их (например, продовольственные, парфюмерно-косметические и другие товары), потребитель вправе Я по своему выбору потребовать замены таких товаров товарами надлежащего качества или соразмерного уменьшения их покупной цены либо расторгнуть договор.
Все перечисленные выше требования предъявляются потребителем продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним.
Требования о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление, а также о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула) потребитель вправе предъявить и изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя: на основании договора с ним (например, мастерской гарантийного ремонта). Вместо предъявления этих требований он имеет право возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В этом случае факт и условия покупки могут быть удостоверены другими документами, выданными вместе с товаром (гарантийным талоном, техническим паспортом и т. п.), контрольной лентой или свидетельскими показаниями.
Продавец или изготовитель обязаны принять у потребителя товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку его качества. Потребитель вправе участвовать в такой проверке, В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец или изготовитель обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Право потребителя — оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате проведенной экспертизы будет установлено, что недостатки в товаре возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец или изготовитель (например, из-за нарушений потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара), потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
В соответствии с установленными Законом правилами, доставка крупногабаритного товара и товара, весящего более 5 кг, для ремонта, уценки, замены и их возврат потребителю осуществляются силами и за счет продавца или изготовителя (в зависимости от того, кому предъявлено соответствующее требование). Если же потребитель сам осуществляет доставку и возврат таких товаров, то продавец либо изготовитель обязаны будут возместить ему связанные с этим расходы.
Статьей 19 Закона определено, что требования в отношении недостатков товаров потребитель вправе предъявить продавцу или изготовителю, если недостатки были обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем.
Если гарантийный срок установлен продавцом, то ответственность за недостатки товара, обнаруженные потребителем в течение указанного срока, несет он.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить указанные выше требования продавцу или изготовителю, если докажет, что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.
Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня передачи товара потребителю. Если день продажи товара установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Если иное не установлено договором, то гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие.
Если товар нуждается в сборке, установке или подключении, то гарантийный срок исчисляется со дня его сборки, установки или подключения, а при невозможности установления этих сроков — с момента заключения договора купли-продажи.
Для товаров сезонного назначения (одежда, меховые изделия, обувь и др.) гарантийный срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона. Периоды продолжительности соответствующих сезонов устанавливаются субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий.
Если гарантийный срок или срок годности на товар не установлен, то связанные с недостатками товара требования могут быть предъявлены потребителем при условии, что они обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю. Однако следует учесть, что продавец или изготовитель отвечают за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, лишь в том случае, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до того, как он был передан ему или по причинам, возникшим до этого момента.
В соответствии со статьей 20 Закона недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом) незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме. В этом случае гарантийный срок на товар продлевается на период, в течение которого он не использовался.
При ремонте товара длительного пользования изготовителей (продавец) обязан по просьбе потребителя в трехдневный срок безвозмездно предоставить ему на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (Приложение 18).
В статье 21 Закона говорится, что требование потребителя о. замене товара ненадлежащего качества должно быть удовлетворено продавцом (изготовителем) в семидневный срок, а при необходимости дополнительной проверки качества товара продавцом (изготовителем) — в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый, то есть не бывший в употреблении товар. При отсутствии у продавца (изготовителя) необходимого товара замена должна быть произведена в течение месяца со дня предъявления потребителем указанного требования, а в районах Крайнего Севера и других районах сезонного завоза товаров — в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы.
При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.
Как и в случае ремонта товара, потребитель вправе требовать предоставления ему на период замены аналогичного товара длительного пользования.
В соответствии со статьей 22 Закона в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем) следующие требования потребителя:
о соразмерном уменьшении покупной цены;
о возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом;
о возмещении убытков, причиненных расторжением договора купли-продажи или возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю. Следует иметь в. виду, что денежная сумма, уплаченная потребителем за товар, является одной из составляющих этих убытков. Поэтому требование потребителя о возврате денежной суммы, уплаченной за товар, должно быть Удовлетворено в течение 10 дней со дня его предъявления.
Статьей 23 Закона установлено, что за просрочку выполнения требований об устранении недостатков товара, о замене товара не надлежащего качества, о соразмерном уменьшении покупной цены, о возмещении расходов на исправление недостатков, о возмещении убытков, причиненных расторжением договора купли-продажи или возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю, а также за невыполнение или задержку выполнения требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, допустившие такие нарушения, уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором должно было быть удовлетворено требование потребителя, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование не было удовлетворено добровольно.
Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества производятся в порядке, установленном статьей 24 Закона:
при замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки (модели, артикула) перерасчет цены товара не производится;
при замене товара на такой же товар другой марки (модели, артикула), если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; если же она выше цены предоставленного взамен товара, разница в ценах выплачивается потребителю. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судам решения о замене товара;
при предъявлении потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается, цены товара на момент предъявления требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены;
при расторжении договора купли-продажи потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.
Статья 25 Закона предоставляет потребителю право обменять купленный непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Такой обмен производится в месте покупки или иных объявленных продавцом местах в течение 14 дней с момента передачи товара покупателю (не считая дня покупки), если продавцом не был установлен более длительный срок. При наличии разницы в цене товаров производится соответствующий перерасчет.
Если у продавца отсутствует необходимый для обмена товар, покупатель вправе возвратить приобретенный товар и получить уплаченную за него сумму или обменять на аналогичный товар при первом поступлении его в продажу. Обязанность продавца в этом случае — сообщить покупателю о поступлении соответствующего товара в продажу.
Требования покупателя об обмене или возврате товара подлежат удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца.
Некоторые товары надлежащего качества не могут быть обменены или возвращены продавцу. Перечень таких товаров утверждается Правительством Российской Федерации (Приложение 19).
- Раздел 1 основы организации и технологии торговли
- Глава 1. Товародвижение и основные принципы его
- Глава 2. Организация проектирования и строительства
- Глава 3. Тара и тарные операции в торговле......................... 29
- Глава 4. Организация перевозки товаров................................ 41
- Раздел 2
- Глава 5. Типы и виды оптовых предприятий и их функции..................................................................................... 71
- Глава 6. Организация коммерческой деятельности оптовых предприятий.......................................................... 75
- Глава 7. Склады в оптовой торговле...................................... 101
- Глава 8. Организация и технология складских операций...... 112
- Раздел 3
- Глава 9. Инфраструктура розничной торговли.................... 131
- Глава 10. Организация торгово-технологического процесса в магазине............................................................... 149
- Глава 11. Защита прав потребителей и основные правила розничной торговли............................................ 181
- Раздел I
- Глава 1
- 1.1. Понятие и сущность процесса товародвижения
- 1.2. Принципы и условия рационального построения процесса товародвижения
- 1.3. Нормативно-правовое регулирование торговли
- 1.4 Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности
- Глава 2
- 2.1. Организация строительного проектирования предприятий торговли
- 2.2. Организация капитального строительства, реконструкции и ремонта предприятий торговли
- Глава 3
- 3.1. Классификация и характеристика основных видов тары
- 3.2. Стандартизация, унификация и качество тары
- 3.3. Кодирование и маркировка тары и упаковки
- 3.4. Организация оборота тары в торговле
- Глава 4
- 4.1. Организация перевозки товаров железнодорожным транспортом
- 4.2 Организация перевозки товаров автомобильным транспортом
- 4.3. Организация перевозки товаров водным и воздушным транспортом
- Раздел II
- Глава 5
- 5.1. Функции оптовой торговли
- 5.2. Типы и виды оптовых предприятий
- Глава 6
- 6.1. Информация в коммерческой деятельности
- 6.2. Коммерческая работа
- 6.4. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров
- 1. Предмет Договора
- 2. Обязанности сторон
- 3. Ответственность сторон
- 4. Цена и порядок расчетов
- 5. Разрешение споров
- 6.5. Реклама в коммерческой деятельности торговых предприятий
- 6.6. Некоторые особенности коммерческой
- Глава 7
- 7.1. Функции складов и их классификация
- 7.2. Требования к устройству складов
- 7.3. Структура складских помещений и площадей. Расчет потребности в складской площади
- 7.4. Технологическое оборудование складов
- Глава 8
- 8.1. Организация и технология приемки товаров
- 8.2. Организация хранения товаров
- 8.3. Организация и технология отпуска товаров со склада
- 8.4. Определение технико-экономических показателей работы склада
- 8.5. Организация труда и управления на складе
- Раздел III
- Глава 9
- 9.1. Розничные торговые предприятия, их классификация и функции
- 9.2. Виды и типы розничных торговых предприятий
- 9.3. Требования к устройству магазинов и их планировке
- 9.4. Торгово-технологическое оборудование магазинов
- 9.5. Интерьер и рекламное оформление магазина
- Глава 10
- 10.1. Содержание коммерческой работы при розничной продаже товаров
- 10.2. Организация и технология операций по поступлению товаров в магазин
- 10.3. Технология хранения и подготовки товаров к продаже
- 10.4. Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- 10.5. Организация и технология розничной продажи товаров
- 10.6. Услуги розничной торговли
- 10.7. Управление торгово-технологическим процессом и организация труда в магазине
- Глава 11
- 11.1. Защита прав потребителей
- 11.2. Основные правила продажи товаров и особых видов торговли
- 11.3. Санитарные правила и пожарная безопасность торговых предприятий
- 26 Января 1996 г. № 14-фз
- Раздел IV. Отдельные виды обязательств
- Глава 30. Купля-продажа
- § 1. Общие положения о купле-продаже
- §2. Розничная купля-продажа
- § 3. Поставка товаров
- 30 Декабря 200.1 г. № 195-фз
- Раздел II. Особенная часть
- Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан
- Глава 6. Административные правонарушения,
- Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности
- Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель
- Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательском деятельности
- Глава 15. Административные правонарушения
- Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления
- Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Требования к организации и проведению мероприятий по контролю
- Глава III. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Защита прав потребителей
- Глава III. Защита прав потребителей при выполнении работ {оказании услуг)
- Глава IV. Государственная и общественная защита прав потребителей
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Технические регламенты
- Глава 3. Стандартизация
- Глава 4. Подтверждение соответствия
- Глава 5. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)
- Глава 6. Государственный контроль (надзор)
- Глава 7. Информация о нарушении
- Глава 8. Информация о технических регламентах и документах по стандартизации
- Глава 9. Финансирование в области технического регулирования
- Глава 10. Заключительные и переходные положения
- Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия
- Глава II. Права и обязанности граждан,
- Глава III. Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека
- Глава IV. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия
- Глава V. Государственное регулирование в области
- Глава VII. Ответственность за нарушение
- Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия
- Глава II. Полномочия российской федерации,
- Глава III. Государственное регулирование
- Глава IV. Общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов
- Глава V. Ответственность за нарушение настоящего федерального закона
- Глава VI. Заключ ительные положения
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
- Глава III. Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
- Глава IV. Контроль за соблюдением настоящего федерального закона и ответственность за его нарушение.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Государственные реестры Статья 4. Принципы ведения государственных реестров
- Глава III. Порядок государственной регистрации
- Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц при их создании
- Глава V. Государственная регистрация
- Глава VI. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся
- Глава VII. Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией
- Глава VIII. Отказ в государственной регистрации,
- Глава IX. Переходные и заключительные положения
- II. Особенности продажи продовольственных товаров
- II. Особенности продажи
- IV. Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения
- V. Особенности продажи парфюмерно-косметических товаров
- VI. Особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов
- VII. Особенности продажи изделий из драгоценных металлов
- X. Особенности продажи товаров бытовой химии
- XI. Особенности продажи пестицидов и агрохимикатов
- XIV. Особенности продажи строительных материалов и изделий
- XV. Особенности продажи мебели
- XVI. Особенности продажи сжиженного углеводородного газа
- XVII. Особенности продажи непериодических изданий
- XVIII. Особенности продажи непродовольственных товаров,
- XIX. Контроль за соблюдением настоящих правил
- I. Общие положения
- I. Общие положения
- II. Порядок продажи товаров
- III. Контроль за соблюдением настоящих правил
- I. Общие положения
- III. Определение цены товара, принятого на комиссию,
- IV. Продажа товаров, принятых на комиссию
- V. Уценка товаров, принятых на комиссию
- VI. Порядок расчетов комиссионера с комитентом за проданный товар. Контроль за соблюдением настоящих правил
- 1. Область применения и общие положения
- 2. Требования к размещению организаций торговли
- 3. Требования к водоснабжению и канализации
- 4. Требования к вентиляции, кондиционированию, отоплению,
- 5. Требования к планировке,
- 8. Требования к реализации пищевых продуктов
- 9. Гигиенические требования к мелкорозничной сети
- 10. Требования к содержанию помещений и оборудования
- 12. Мероприятия по борьбе с насекомыми и грызунами
- 13. Личная гигиена персонала
- 14. Требования к соблюдению санитарных правил
- I. Общие положения и область применения
- II. Требования к размещению
- IX. Требования к раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий
- XVI. Требования к временным организациям общественного питания быстрого обслуживания
- 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты
- 1. Общие положения и область применения
- III. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов
- I. Общие требования
- VII. Объекты торговли
- XIII. Объекты хранения
- 4. Требования к организации и проведению погрузочно-разгрузочных работ
- 4.1. Общие требования
- 4.3. Требования к организации
- 5. Требования к торгово-технологическому оборудованию
- 5.1. Общие требования
- 6. Требования к организации рабочих мест