logo
КНИГА ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ

Глава II. Требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Статья 8. Обязанности организаций, использующих оборудование для производства этилового спирта и алкогольной продукции

1. Организации, осуществляющие производство этилового спир­та и алкогольной продукции и использующие в указанных целях обо­рудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное обо­рудование сертификат соответствия и положительное заключение государственной экологической экспертизы, выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Оборудование для производства этилового спирта должно быть оснащено контрольными спиртоизмеряющими приборами.

Оборудование для производства алкогольной продукции долж­но быть оснащено счетчиками спиртосодержащих жидкостей, из­меряющим концентрацию и объем абсолютного алкоголя в гото­вой продукции, за исключением оборудования для производства вина (в том числе вина шампанского, игристого и газированного). Оборудование для производства вина (в том числе вина шампан­ского, игристого и газированного) должно быть оснащено средст­вами измерения объема готовой продукции.

Указанные приборы и счетчики должны иметь сертификаты, вы­данные порядке, определенном законодательством Российской Федерации, и быть опломбированы органом, выдавшим лицензию на производство этилового спирта и (или) алкогольной продукции

3. Основное технологическое оборудование для производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции подлежит государ­ственной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Перерегистрация основного технологического оборудования для производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции проводит только в случае его передачи в установленном законом порядке другой организации.

4. Размер сбора за регистрацию основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции не должен превышать 10 установленных законом минимальных размеров оплаты труда.

5 Эксплуатация вновь вводимого (нового или после капиталь­ного ремонта) или модернизируемого основного технологического оборудования для производства этилового спирта допускается только при условии внедрения оборудования, позволяющего пол­ностью перерабатывать или утилизировать основные отходы спир­тового производства (барду), и наличия положительного заключе­ния государственной экологической экспертизы. Указанное требо­вание не распространяется на основное технологическое оборудо­вание дл] производства этилового спирта с мощностью не более 130 декагитрав этилового спирта в сутки в пересчете на безводный спирт, основные отходы которого потребляются животноводством.

6. Не допускается сдача в аренду основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции.

7. Не допускаются действия, направленные на уменьшение до-пл акций государства в общем объеме уставного капитала акционерных обществ, осуществляющих деятельность по производству этилового спирта.

Статья 9. Оборот этилового спирта

1. Закупка и поставки этилового спирта для федеральных государст­венных нужд осуществляются на основании законодательства Россий­ской Федерации о поставках продукции для федеральных государствен­ных нужд организациями, имеющими оборудование для хранения и от­пуска этилового спирта, а также лаборатории контроля его качества.

2. Закупка этилового спирта, в том числе денатурата, разрешается только организациям в пределах выделенных квот на его закупку.

3. Поставки организациями этилового спирта, в том числе дена­турата, разрешаются в пределах квот, выданных субъектам Рос­сийской Федерации или соответствующим федеральным органам исполнительной власти, и при наличии уведомления. Требования к содержанию и порядку выдачи уведомлений устанавливаются Пра­вительством Российской Федерации.

4. Экспорт и импорт этилового спирта осуществляются только унитар­ными предприятиями или хозяйственными обществами, в которых госу­дарству принадлежит не менее 51 процента акций (долей) и которые име­ют соответствующие лицензии на осуществление такой деятельности.

Статья 10. Установление квот на закупку этилового спирта

1. Квоты на закупку этилового спирта определяются исходя из ба­ланса его производства и потребления с учетом заявленных потреб­ностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом суммарный объем квот на этиловый спирт, используемый для производства алкогольной продукции, потребляемой на внутрен­нем рынке Российской Федерации, не должен превышать аналогич­ный показатель предыдущего года более чем на 10 процентов.

2. Квоты на закупку этилового спирта выдаются организациям при наличии предусмотренных законом лицензий на осуществле­ние деятельности с использованием этилового спирта.

3. Первоочередное право на получение квот для производства или потребления этилового спирта имеют организации, работающие по ресурсосберегающим, экологически безопасным технологиям.

4. Порядок определения квоты на закупку этилового спирта уста­навливается Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Условия для производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции

1. Производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.

2. Для производства алкогольной и спиртосодержащей пище­вой продукции разрешается использовать этиловый спирт, произ­веденный только из пищевого сырья.

3. Алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информа­цией на русском языке, которая должна содержать- сведения о:

наименовании алкогольной продукции;

цене алкогольной продукции;

наименовании производителя (юридическом адресе);

стране происхождения алкогольной продукции;

сертификации алкогольной продукции;

государственных стандартах, требованиям которых алкоголь­ная продукция должна соответствовать;

объеме алкогольной продукции в потребительской таре;

наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;

содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и про­тивопоказаниях к ее применению;

дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования.

Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Налогообложение и маркировка алкогольной продукции

1. Исчисление и уплата налогов и сборов с алкогольной про­дукции производятся в порядке, определенном законодательством о налогах и сборах.

2. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта бо­лее 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязатель­ной маркировке в следующем порядке:

алкогольная продукция, производимая на территории Россий­ской Федерации, за исключением алкогольной продукции, постав­ляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуще­ствляющими производство такой алкогольной продукции, в госу­дарственных органах, уполномоченных Правительством Россий­ской Федерации;

алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизны­ми марками. Указанные марки приобретаются в таможенных орга­нах организациями, осуществляющими импорт алкогольной про­дукции;

алкогольная продукция, произведенная на территории Россий­ской Федерации и предназначенная для розничной продажи, мар­кируется региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется ее розничная продажа. Указанные марки приобретаются организа­циями, учредившими акцизные склады, в- порядке, определенном пунктом 4 настоящей статьи.

Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акциз­ных складов и порядок выдачи региональных специальных марок определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с государственным органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации определяет общие тре­бования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок.

Маркировка алкогольной продукции региональными специаль­ными марками осуществляется при условии проверки качества ал­когольной продукции.

Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками не допускается.

3. Федеральная специальная марка, акцизная марка и регио­нальная специальная марка являются документами государствен­ной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) произ­водства и (или) оборота на территории Российской Федерации ал­когольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, и осуществление контроля за уплатой налогов.

Региональная специальная марка, кроме того, является под­тверждением проведения субъектом Российской Федерации специ­альных защитных, мер, включающих в себя проверку качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для роз­ничной продажи на территории соответствующего субъекта Рос­сийской Федерации, и осуществление контроля за оборотом алко­гольной продукции на указанной территории.

4. Требования к образцам федеральных специальных марок, акцизных марок и региональных специальных марок устанавлива­ются Правительством Российской Федерации.

Изготовление федеральных специальных марок и акцизных марок, установление их цены осуществляются в порядке, опреде­ленном Правительством Российской Федерации.

Порядок изготовления, порядок приобретения региональных специальных марок, их цена определяются субъектами Российской Федерации, на территориях которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, маркированной этими марками, по согласованию с государственным органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Цена федеральной специальной марки, акцизной марки, регио­нальной специальной марки не может превышать 1% от уста­новленной налоговой ставки на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 %, предусмотренной стать­ей 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации организуют изготовление ре­гиональных специальных марок и контроль за маркировкой ими ал­когольной продукции, а также контроль за качеством и безопасно­стью алкогольной продукции, предназначенной для розничной про­дажи на территории соответствующего субъекта Российской Феде­рации и предоставляют налоговым органам в соответствии с пунк­том 3 настоящей статьи необходимую информацию для контроля уплаты налогов (акцизов) по форме, установленной государствен­ным органом, уполномоченным Правительством Российской Феде­рации, в сроки, предусмотренные пунктом 6 статьи 204 части вто­рой Налогового Кодекса Российской Федерации.

Технология изготовления и нанесения, указанных в абзаце первом настоящего пункта марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования,

5. Алкогольная продукция, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку федеральными специальными марка-

ми, акцизными марками, региональными специальными марками, освобождается от их нанесения в порядке, установленном Прави­тельством Российской Федерации, при условии полной уплаты акциза.

6. За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок, акцизных марок, региональных специальных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкоголь­ной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, постав­ки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

Статья 13. Регулирование экспорта и импорта алкогольной продукции

1. Вывоз с таможенной территории Российской Федерации или ввоз на таможенную территорию Российской Федерации алкоголь­ной продукции осуществляется в порядке, предусмотренном тамо­женным законодательством Российской Федерации, организация­ми, имеющими лицензии на экспорт или импорт, хранение и по­ставки алкогольной продукции.

2. В годовом объеме оборота алкогольной продукции доля им­портной алкогольной продукции (за исключением вин, коньячных изделий и пива), ввоз которой осуществляется на таможенную тер­риторию Российской Федерации, не должна превышать 10 процен­тов общего годового объема реализуемой на территории Россий­ской Федерации алкогольной продукции. При этом доля алкоголь­ной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 про­центов объема готовой продукции должна составлять не менее 60 процентов годового объема ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции.

3. Качество ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции должно быть не ниже качества алкогольной продукции, предусмотренного государственными стандартами, техническими условиями в области производства и оборота алкогольной продукции.

4. Порядок регулирования импорта алкогольной продукции и контроль за качеством ввозимой на таможенную территорию Рос­сийской Федерации алкогольной продукции устанавливаются Пра­вительством Российской Федерации.

Статья 14. Представление деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации об объеме их производства и оборота.

Организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны представлять также декларации об использовании этилового спирта.

Порядок представления указанных деклараций определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 15. Аккредитация организаций, осуществляющих оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции

1. В целях контроля качества и объема поступающей в розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции Правительство Российской Федерации устанавливает единый порядок аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

2. Субъекты Российской Федерации могут проводить аккредитацию организаций в соответствии с единым порядком аккредитации, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 16. Порядок поставок и розничной продажи алкогольной продукции

1. Поставки и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются организациями. Индивидуальные предприниматели осуществляют розничную продажу алкогольной продукции. Указанная деятельность осуществляется только при наличии соответствующих лицензий.

2. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях; лицам, не достигшим возраста 18 лет; без сертификатов соответствия и без маркировки федераль­ными специальными марками, акцизными марками, региональными специальными марками в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

3. Не допускается розничная продажа спиртных напитков с со­держанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним тер­риториях, а также в ларьках, киосках, палатках, павильонах, кон­тейнерах, не приспособленных для продажи данной продукции по­мещениях, на оптовых продовольственных рынках и на прилегаю­щих к ним территориях, с рук, лотков, автомашин.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.

4. Производство, поставки и розничная продажа питьевого спирта разрешаются только в районах Крайнего Севера и прирав­ненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержден­ным Правительством Российской Федерации.

5. Организации, осуществляющие в городах розничную прода­жу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей пло­щадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.

Статья 17. Реклама алкогольной продукции

1. Реклама алкогольной продукции: с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по произ­водству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требо­ваний, предусмотренных законодательствам Российской Федера­ции о рекламе.

2. При рекламе алкогольной продукции с содержанием этилово­го спирта не более 15 процентов объема готовой продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) Для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации.