logo
КНИГА ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ

3.3. Кодирование и маркировка тары и упаковки

Эффективному, сбалансированному управлению торговым предприятием во многом способствует использование техноло­гии штрихового кодирования.

Штриховой код представляет собой последова­тельность черных и белых полос, которая содержит информацию в виде, удобном для считывания техническими средствами. Под кодом может быть помещена расшифровка в виде ряда цифр.

Применяют различные способы кодирования информации, называемые шрихкодовыми кодировками или символиками.

Линейные штрихкоды читаются по горизонта­ли в одном направлении. Обычно они содержат до 30 символов в виде цифр и считывают их с помощью недорогих сканеров.

Двумерные символики используют для коди­рования более обширной информации и считывают ее при помощи специального сканера двумерных кодов. Применение та­кой технологии позволяет быстро и безошибочно вводить боль­шой (до нескольких страниц) объем информации.

Применение штрихкодов в торговле значительно упрощает труд кассира. При этом примерно на треть сокращается время обслужи­вания покупателя и ввода данных в ЭВМ, а также существенно уменьшается вероятность ошибок при вводе информации. Все это позволяет в любой момент оперативно подучил информацию об объемах продажи товаров в денежном выражении за определенный период времени, оценить уровень спроса на отдельные товары, своевременно сделать заказ на пополнение товарных запасов.

Штриховое кодирование облегчает и ускоряет процесс при­емки и отгрузки товаров со склада, упрощает их учет.

Для печати этикеток обычно используют этикеточный прин­тер, с помощью которого можно наносить буквенно-цифровую и графическую информацию, логотипы, штрихкоды.

Одним из важнейших средств товарной информации являет­ся маркировка. Она выполняет информационную, иден­тифицирующую, эмоциональную и мотивационную функции.

Основной является информационная функция маркировки. Иден­тификационная функция маркировки также очень важна, так как она позволяет отслеживать товарные партии на всех этапах това­родвижения. Две последние функции (эмоциональная и мотивационная) связаны межу собой и обеспечиваются красочным оформлением маркировки, поясняющими текстами, а также при­менением общепринятых символов.

Маркировка может включать в себя текст, рисунок и услов­ные обозначения или информационные знаки.

На товары и упаковки наносят следующие виды знаков;

•знаки соответствия или качества (они могут быть нацио­нальные и транснациональные);

• штриховой код;

• компонентные (содержат информацию о добавках или дру­гих компонентах, свойственных или несвойственных товару)

• размерные (для обозначения физических величин, опреде­ляющих количественные характеристики товара);

• эксплуатационные (для информации потребителя о прави­лах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки то­варов);

• манипуляционные — знаки, Предназначенные для инфор­мации о способах обращения с товарами («Верх», «Откры­вать здесь!», «Хрупкое. Осторожно!» и др.);

• предупредительные — предупреждающие об опасности или о действиях по безопасному использованию («Ядови­то», «Легко воспламеняется» и др.);

• экологические. Их подразделяют на три группы:

- информирующие об экологической чистоте товара или безопасности для окружающей среды;

- информирующие об экологически чистых способах про­изводства или утилизации тары и упаковки;

- информирующие об опасности продукции для окру­жающей среды.

Маркировку, характеризующую тару (кроме мешков), изго­товитель наносит следующим образом:

на ящиках — в левом верхнем углу торцовой стенки;

на бочках и барабанах — на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз (по соглашению с потре­бителем она может быть нанесена на обечайку);

на флягах и баллонах — на дне.

Маркировка должна содержать следующую информацию:

• наименование предприятия-изготовителя тары или его то­варный знак;

• обозначение стандарта или другой нормативно-техниче­ской документации, в соответствии с которыми изготов­лена тара;

• надпись «Многооборотная» (для многооборотной тары).