logo
КНИГА ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ

1.3. Нормативно-правовое регулирование торговли

За годы рыночных реформ в Российской Федерации принят ряд важных нормативно-правовых документов, регулирующих торговую деятельность.

Гражданским законодательством регулируются отношения, участниками которых являются граждане и юридические лица.

15 Оно регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имущест­вом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются также и к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Общие положения договорного права, включающие понятие и условия договора, виды договоров в гражданских правоотно­шениях, порядок их заключения, преддоговорные споры, изме­нение и расторжение договора и другие нормы договорного права изложены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Он является основным нормативно-правовым актом для регули­рования коммерческих взаимоотношений.

Состав и характеристика административных правонарушений (в том числе и в области торговли), понятие доказательств в ад­министративном производстве, формы и способы их получения, возможности доказывания наличия или отсутствия администра­тивного проступка определены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Приложение 3).

Отношения, возникающие между потребителями и изготовите­лями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполне­нии работ, оказании услуг) регулирует Закон Российской Федера­ции «О защите прав потребителей» (Приложение 5). Он устанав­ливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для их жизни и здоровья, по­лучение информации о товарах (работах, услугах) и об их изгото­вителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государствен­ную и общественную защиту их интересов, а также определяет ме­ханизм реализации этих прав.

16 Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей при проведении государст­венного контроля (надзора) (Приложение 4) регулирует отно­шения в области защиты прав юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей при проведении государственного кон­троля (надзора) федеральными органами исполнительной вла­сти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреж­дениями (органами государственного контроля (надзора)), упол­номоченными на его проведение в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в процессе производства, размеще­ния и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанные с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг, регулирует Федеральный закон «О рекламе».

Принятый недавно Федеральный закон «О техническом регу­лировании» (Приложение 6) регламентирует отношения, возни­кающие при:

разработке, принятии, применении и исполнении обязатель­ных требований к продукции, процессам производства, эксплуа­тации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

разработке, принятии, применении и исполнении на добро­вольной основе требований к продукции, процессам производ­ства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилиза­ции, выполнению работ или оказанию услуг;

оценке соответствия.

В этом же законе также подробно прописаны:

цели и принципы стандартизации;

правила разработки и утверждения национальных стандар­тов;

порядок прохождения сертификации и государственного контроля над соблюдением требований технических регламен­тов, в том числе в области торговли.

17 Деятельность предприятий торговли регламентируется и другими нормативно-правовыми актами, перечень которых при­веден в Приложении 1.