logo
КНИГА ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ

10.3. Технология хранения и подготовки товаров к продаже

Одним из обязательных условий обеспечения бесперебойно­го технологического процесса в магазине является наличие дос­таточных запасов товаров. В магазине их размещают непосред­ственно в торговом зале (рабочий запас) и в помещениях для хранения то варю в (резервный запас). При этом следят за пере­мещением товаров в кладовых, укладкой их на хранение, со­блюдением сроков хранения отдельных товаров и режима хра­нения, нормальной работой холодильных установок, поддержа­нием в помещениях чистоты.

Порядок и способы размещения и укладки товаров на хране­ние должны соответствовать рациональному использованию по­мещений магазина, системе материальной ответственности, способствовать созданию удобств для работы.

При размещении товаров на хранение рекомендуется закре­плять за каждым из них постоянное место, что упрощает про­цесс учета и контроля состояния товарных запасов, обеспечива­ет оптимальные условия и режим хранения.

Товары, запасы которых пополняют и реализуют сравни­тельно медленно, размещают в глубине кладовых. Ближе к две­рям, на нижних полках стеллажей размещают товары кратко­срочного хранения, громоздкие, тяжелые, а на верхних пол­ках — легкие.

Размещение товаров может быть и произвольным. В этом случае на площадях, освободившихся от хранения одних товаров, размещают товары других групп. Такой способ позволяет максимально использовать площади кладовых, но затрудняет учет из-за расположения однородных товаров в нескольких местах.

При хранении товаров необходимо строго соблюдать установленные противопожарные правила. Расстояние от товаров, размещенных на стеллажах и в штабелях, до приборов отопления должно быть 20-50 см (это расстояние должно быть увеличено, если этого требуют условия хранения товара), до пола —4 15-30 см, до источников освещения — 50 см, до стен помещения — 70 см.

Опасные в пожарном отношении товары следует хранить в изолированных, специально приспособленных для этого помещениях.

Обязательно также соблюдение требований техники безопасности. В частности, при отсутствии механизмов высота укладки товаров в штабеля не должна превышать 2 м.

Товары в магазине хранят в упакованном или распакованном виде. Способы их хранения зависят от свойств товаров, видя складских помещений, продолжительности хранения (сезонное, краткосрочное, длительное).

Наиболее часто применяют следующие способы хранения товаров: штабельное, стеллажное и в подвешенном виде.

На стеллажах размещают как упакованные, так и неупакованные товары. Укладывают их стопками, рядами, для облегчения подсчета — десятками, сотнями маркировкой наружу.

Штабельное хранение применяют для громоздких, крупногабаритных товаров, а также товаров в таре, на поддонах и в малогабаритных контейнерах, укладывая их по определенной схеме в несколько ярусов.

С помощью специальных приспособлений (вешал, кронштейнов, крючьев) некоторые товары хранят в подвешенном виде.

При хранении товаров применяют различные приемы укладки. Их выбор зависит от свойств товара, вида упаковки.

Товары в таре (ящиках, мешках) укладывают несколькими ярусами в высоту, используя при этом прямой, перекрестный и обратный способы укладки.

Прямую укладку применяют для товаров, упако­ванных в ящики одного размера, ставя их один на другой маркиров­кой наружу. При этом способе каждый верхний ряд должен совпа­дать с нижним.

Перекрестным способом укладывают товары в ящиках удлиненной формы, помещая верхние ящики поперек нижних, что обеспечивает устойчивость штабеля.

Обратная укладка применяется при штабелирова­нии товаров в мешках. Первый ярус при такой укладке образуется из групп, состоящих из трех, пяти и более мешков, а последующие ярусы — из таких же групп, мешки в которых уложены в обратном порядке.

При хранении товаров строго следят за тем, чтобы не истек­ли установленные для каждого товара сроки годности и сроки их реализации.

Срок годности — устанавливаемый изготовителем период, по истечении которого товар считается непригодным для ис­пользования по назначению. Устанавливая срок годности, изго­товитель обязан гарантировать при соблюдении условий хране­ния соответствие товара требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.

Срок реализации — дата, до которой товар может предла­гаться потребителю для использования по назначению и до ко­торой он не теряет своих потребительских свойств. Срок реали­зации устанавливают с учетом некоторого разумного периода хранения товаров в домашних условиях.

Затруднения в размещении товаров на хранение часто вы­званы тем, что на ограниченной площади кладовых и торгового зала магазина приходится хранить товары, требующие для этого различных режимов. В частности, следует строго соблюдать температуру и относительную влажность воздуха.

Относительная влажность — отношение количества водяно­го пара, содержащегося в воздухе, к наибольшему количеству пара, насыщающего воздух при данной температуре, выражен­ное в процентах. Температуру и относительную влажность воз духа в помещениях контролируют специальными приборами — термометрами и психрометрами.

В процессе хранения товаров влажность воздуха регулиру­ют. При ее повышении торговые помещения проветривают, отапливают, используют влагопоглощающие средства, при понижении — воздух увлажняют (моют полы, разбрызгивают воду: пульверизатором, применяют специальные увлажнители).

Хранение товаров в магазине производят с учетом их физико-химических свойств, соблюдения правильного товарного соседства, исключающего возможность вредного воздействия товаров друг на друга (передача запахов, влаги). Учитываются сроки хранения и реализации, очередность поступления и подачи товаров в торговый зал. В первую очередь продают ранее завезенные товары.

Информация о требованиях, предъявляемых к условиям хранения различных товаров, а также о сроках хранения содержится в нормативных документах (стандартах, технических условиях и др.).

При хранении большинства непродовольственных, а также продовольственных нескоропортящихся товаров оптимальными считаются температура 12-18°С и относительная влажность 60-70%.

Хранение многих продовольственных товаров требует создания условий, способных затормозить биохимические и микробиологические процессы в продуктах, предохранить их от испарения и увлажнения.

Скоропортящиеся продовольственные товары хранят при пониженных температурах в холодильных емкостях. Например, мороженое мясо хранят при температуре не выше-9°С, а мороженую рыбу — не выше -18°С. При положительных температурах близких к нулю хранят колбасные изделия и копчености, сливочное масло, сыры, некоторые молочнокислые товары и др. Применение холода позволяет сохранить потребительские свойства продуктов, товарный вид, сократить товарные потери.

На качество товаров при хранении оказывает влияние освещенность помещений, в которых они размещены.

Одним из условий правильного хранения товаров является строгое соблюдение санитарного режима: вентиляция поме­щения для хранения товаров, мытье полов с применением де­зинфицирующих растворов, своевременное устранение тре­щин на стенах и потолках, борьба с грызунами и другими вредителями.

Особенно внимательно следует относиться к хранению в ма­газине сезонных товаров, нереализованных в предыдущем сезо­не или завезенных до наступления сезона, поскольку длительное их хранение без соблюдения соответствующих условий приво­дит к ухудшению качества.

Многие из поступивших в магазин товаров не могут быть пе­реданы в торговый зал в том же виде, в каком они завезены, то есть нуждаются в подготовке к продаже. Она включает в себя такие операции, как распаковка (освобождение от внешней тары) и сортировка (группировка изделий по - разме­рам, фасонам, сортам, ценам). Распаковка товаров относится к операциям, производимым с большинством товаров. При этом главное внимание должно быть уделено сохранности качества товаров и тары.

При подготовке товаров к продаже также производятся сле­дующие операции:

• проверка соответствия цен, сортности, указанных в сопро­водительных документах и на маркировке;

• облагораживание товаров (очистка от пыли, удаление смазки, устранение мелких неисправностей, утюжка, про­тирка верхнего слоя некоторых продовольственных това­ров);

• фасовка, предварительная нарезка товаров, укладка их в специальную тару для подачи в торговый зал;

• комплектование подарочных наборов;

• оформление и прикрепление ярлыков цен. Предварительная фасовка и подготовка товаров способствуют

повышению производительности труда продавца, более быстро­му обслуживанию покупателей, снижению товарных потерь.

Подготовка товаров к продаже в небольших магазинах произ­водится продавцами, а в крупных — специальными работниками. Готовят товары к продаже в предназначенных для этого помещениях, используя необходимое оборудование и инвентарь.