logo
КНИГА ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ

6.2. Коммерческая работа

по оптовым закупкам товаров

Коммерческая деятельность является одной из важнейши областей человеческой деятельности, возникших в результат разделения труда. Она заключается в выполнении обширног комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи тс варов и оказание торговых услуг с целью получения прибыли.

Основными принципами коммерческой деятельности являются:

Коммерческая деятельность должна строиться на основе ее блюдения требований деловой этики. Коммерсант должен верить в торговый бизнес, расценивая его как привлекательно творчество. Признавая необходимость конкуренции, он должепонимать и необходимость сотрудничества, а также доверять себе и другим, уважать профессионализм и компетентность.

Операции, связанные с осуществлением коммерческой дея­тельности, условно можно разделить на ряд блоков. В каждый из них входят операции, выполняемые на соответствующем эта­пе коммерческой деятельности. При этом следует отметить, что коммерческая деятельность, осуществляемая структурами, за­нимающимися оптовой торговлей, в значительной степени от­личается от коммерческой деятельности розничных торговых предприятий. Это особенно характерно для операций, связанных с формированием ассортимента и продажей товаров.

Коммерческая деятельность связана с действиями граждан и юридических лиц, направленными на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, которые признают­ся сделками. Основными признаками сделки являются:

• участие в качестве субъектов сделок граждан или юриди­ческих лиц;

• признание сделками лишь тех действий субъектов, кото­рые направлены на установление, изменение или прекра­щение гражданских прав или обязанностей.

Различают односторонние, двусторонние и многосторонние сделки.

Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или согла­шением сторон необходимо и достаточно выражение воли толь­ко одной стороны.

Для совершения двусторонней или многосторонней сделки необ­ходимо выражение согласованной воли двух или более сторон. Такие сделки называют договором. Поэтому любой договор обяза­тельно является сделкой, но не всякая сделка является договором.

Общие положения договорного права, включающие понятия Условия договора, виды договоров в гражданских правоотно­шениях, порядок их заключения, преддоговорные споры, изме­нение и расторжение договора и другие нормы договорного права, изложены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Он является основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений.

В качестве сторон договора могут выступать как физиче­ские, так и юридические лица.

Работа по оптовым закупкам товаров включает комплекс взаи­мосвязанных коммерческих операций, к числу которых относятся:

• изучение и прогнозирование покупательского спроса;

• определение потребности в товарах;

• выявление и изучение источников закупки, выбор постав­щиков и каналов продвижения товаров;

• установление хозяйственных связей с поставщиками;

• контроль исполнения договоров и хода поставки товаров. Изучение и прогнозирование покупательского спроса необ­ходимо для обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам товаров.

Оптовые предприятия могут использовать следующие мето­ды изучения и прогнозирования спроса:

оперативный учет продажи товаров и движения товарных запасов за определенный период;

изучение и обобщение заявок розничных торговых предпри­ятий на завоз товаров;

учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупа­телей и т. д.

Для расчета потребности в товарах могут быть использованы различные методы (нормативный метод определения потребно­сти в товарах, метод использования коэффициента эластично­сти, балансовый метод и др.). В каждом конкретном случае вы­бор методики диктуется условиями, в которых работает торго­вое предприятие, условиями прогноза, информационным обес­печением и другими факторами.

Одним из важных элементов закупочной работы является выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров.

Оптовые покупатели должны хорошо знать экономику своего региона, его производственные возможности, ассортимент производимых товаров. С этой целью коммерческие работники должны постоянно анализировать рекламные объявления в средствах массовой информации, следить за другой информаци­ей о производстве и оптовой продаже товаров. Под поставщиками товаров следует понимать конкретные предприятия различных источников поступления. Их можно разделить на две группы: поставщиков-изготовителей и постав­щиков-посредников. Такое подразделение поставщиков зависит от канала сбыта (продвижения), т. е. пути, по которому товары движутся от про­изводителей к потребителям. Он характеризуется числом со­ставляющих его звеньев или уровней, на каждом из которых выполняются различные операции по приближению товара к конечному потребителю. Одним из важнейших этапов закупочной работы является установление хозяйственных связей с поставщиками. Хозяйственные связи с поставщиками товаров включают экономические, организационные, коммерческие, администра­тивно-правовые, финансовые и другие отношения, складываю­щиеся между покупателями и поставщиками товаров в процессе поставок товаров. В условиях рыночной экономики большое значение прида­ется самостоятельному урегулированию хозяйственных взаимо­отношений между поставщиками и покупателями товаров на базе правовых норм гражданского законодательства. При этом существенно повышается роль договоров поставки товаров.

6.3. Формирование ассортимента товаров и управление товарными запасами на предприятиях оптовой торговли

Под формированием ассортимента сле­дует понимать процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечиваю­щей высокую прибыльность работы торгового предприятия.

Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами оптового предприятия. Одним из принципов формирования товарного ассортимента на предприятии оптовой торговли является обеспечение его устойчивости, что особенно важно, когда речь идет о товарах повседневного спроса. Устойчивый ассортимент позволяет обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение розничных торговых предприятий, являющихся основными оптовыми покупателями. Еще одним из принципов рационального формирования ассортимента товаров на предприятии оптовой торговли является обес­печение условий его рентабельной деятельности. Процесс формирования ассортимента товаров на складах оп­товых предприятий с учетом рассмотренных выше принципов заключается, прежде всего, в определении перечня основных групп и подгрупп реализуемых товаров. Следующим этапом формирования ассортимента является определение количества реализуемых разновидностей товаров по каждому наименованию. Разумеется, что, занимаясь формирова­нием ассортимента товаров, коммерческие службы должны по­стоянно следить за появлением на рынке новых товаров и вовле­кать их в товарооборот. Одновременно они должны принимать меры по исключению из своей номенклатуры товаров устарев­ших моделей, а также товаров, спрос на которые резко снизился. Инструментом, с помощью которого осуществляется регули­рование ассортимента товаров на складах оптовых предприятий, является ассортиментный перечень. В него включается перечень наименований товаров, соответствующий установленной широте ассортимента, и минимально необходимое количество разновидностей товаров, которые постоянно должны быть в наличии на складе. Разработка ассортиментных перечней включает три этапа. На первом этапе определяется перечень ассортиментных по­зиций. При этом учитывается номенклатура товаров, прошед­ших через оптовые предприятия в отчетном году, и номенклатура товаров, указанных в спецификациях к договорам на постав­ку товаров в предстоящем году.

На втором этапе рассчитывается число разновидностей каж­дого товара по основному признаку, то есть определяется их ко­личество по каждой позиции товаров, поступивших за год.

На третьем, заключительном, этапе определяется количество раз­новидностей каждого товара для неснижаемого ассортимента, вклю­чающего такое их количество, которое постоянно должно быть в за­пасах и которое в любое время может быть предложено покупателю.

С помощью ассортиментного перечня коммерческая служба оп­тового предприятия может осуществлять систематический контроль за полнотой и стабильностью ассортимента товаров на складах и снабжением ими оптовых покупателей своего целевого рынка.

Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование не­обходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уро­вень удовлетворения спроса покупателей.

По своему назначению товарные запасы, формируемые на пред­приятиях торговли, можно подразделить на товарные запасы теку­щего хранения, запасы сезонного хранения и досрочного завоза.

Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходимо четко налаженная система управления ими.

Управление товарными запасами пред­полагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.

В управлении товарными запасами на предприятиях оптовой торговли удобнее всего использовать электронную вычисли­тельную технику, на базе которой создают автоматизированные системы управления товарными запасами.

Внедрение таких систем позволяет сократить трудовые за­траты, выявить новую более качественную управленческую ин­формацию и ускорить ее обработку, а также значительно повы­сить уровень управления товарными ресурсами.