logo
КНИГА ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ

9.1. Розничные торговые предприятия, их классификация и функции

Розничная торговля представляет собой тор­говлю товарами и оказание услуг покупателям для личного, се­мейного, домашнего пользования, не связанного с предприни­мательской деятельностью. Основу материально-технической базы торговли составляет роз­ничная торговая сеть, представленная предприятиями розничной тор­говли. Под торговым предприятием понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. В основу классификации розничных торговых предприятий положены следующие признаки: • виды и особенности устройства; • тип предприятия; • форма торгового обслуживания; • тип здания и особенности его объемно-планировочного решения; • функциональные особенности предприятия. По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, сноски, автомагазины, торговые автоматы и др. (Приложение 36). В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и раз­мера торговой площади магазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого типа (в зависимости от величины торговой площади) — на типоразмеры. По формам обслуживания различают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания. Форма торгового обслуживания — организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания. С учетом типа здания и особенностей его объемнопланировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые Я комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные. Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций. Основные торговые функции магазинов:

• изучение; покупательского спроса на товары;

• составление заявок на завоз товаров;

• формирование ассортимента товаров;

• реклама товаров и услуг.

К технологическим функциям (операциям) относят: • прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству; • обеспечение хранения товаров;

• выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);

• внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале; продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи! покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).

Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с ока­занием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине това­ров на дом покупателю и т. д.).