logo
КНИГА ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ

10.2. Организация и технология операций по поступлению товаров в магазин

Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться: лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными: Я в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления: по количеству» (Приложение 34) и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров на­родного потребления по качеству» (Приложение 35). Установ­ленные этими инструкциями нормы применяются во всех случа­ях, если в стандартах, технических условиях или других обяза­тельных правилах не предусмотрен иной порядок приемки това­ров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.

Приемка товаров по количеству. Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.

Если товары поступили в магазин без сопроводительных до­кументов, то на фактически поступившее их количество состав­ляют акт с указанием в нем отсутствующих документов, а по­ступившие товары принимают на ответственное хранение.

Приемку товаров по количеству проводят в определенные сро­ки. Так, товары, поступившие без тары, в открытой или повреж­денной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количе­ству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте — од­новременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропор­тящиеся товары — не позднее 24 ч с момента получения товаров. Для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и других рай­онов досрочного завоза установлены более продолжительные сро­ки приемки товаров по количеству. Так, приемка непродовольст­венных товаров проводится не позднее 60 дней, продовольствен­ных (кроме скоропортящихся) — не позднее 40 дней, а скоропор­тящихся товаров — не позднее 48 ч после поступления.

Количество поступивших товаров определяют в тех же едини­цах измерения, которые указаны в сопроводительных документах.

* В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 октября 1997 г. № 18 порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный данными инструкциями, может применять­ся только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.

Массу нетто проверяют в порядке, установленном стандартами, техническими условиями и иными обязательными ДЛШ сторон правилами. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара. Результаты проверки оформляют актами. Акт о массе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после освобождения, а о массе тары из-под влажных товаров — нее медленно после ее освобождения, если иные сроки не определены в договоре. В акте о результатах проверки массы тары указывают также массу нетто товаров.

Выборочная проверка количества товаров с распространения ее результатов на всю партию допускается лишь в случаях предусмотренных стандартами, техническими условиями или иными обязательными правилами и договорами.

Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку товаров следует приостановить. Необходимо обеспечите сохранность товаров, а также принять меры к тому, чтобы они не смешались с другими однородными товарами. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших товар.

В случае несоответствия массы брутто отдельных мест массе, указанной в транспортных или сопроводительных документах либо на трафарете, магазин не должен вскрывать тару и упаковку.

Дня участия в окончательной приемке товаров и составления двух стороннего акта следует пригласить представителя одногороднего отправителя. Если товары получены в оригинальной упаковке или нарушенной таре изготовителя, не являющегося отправителем, вызывают представителя одногороднего изготовителя. Представитель иногороднего изготовителя вызывается в тех случаях, когда это предусмотрено договором. Представитель одногороднего отправителя (изготовителя) должен прибыть не позднее, чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящимся товарам — в течение 4 ч после получения вызова.

Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен договором.

Вызов представителя отправителя (изготовителя) направля­ется по телеграфу или телефону не позднее 24 ч, а по скоропор­тящимся товарам — немедленно после обнаружения недостачи. В уведомлении о вызове указывают наименование продукции, дату и номер сопроводительного документа, а также количество недостающей продукции.

При неявке представителя поставщика в установленные сро­ки, а также в случаях, когда его вызов не обязателен, дальней­шую приемку проводят с участием представителя общественно­сти организации, в ведении которой находится магазин. Пред­ставитель общественности выделяется решением профсоюзного комитета. Материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпус­ком материальных ценностей, не могут быть представителями общественности, выделяемыми для участия в приемке товаров в магазине. Нельзя выделять в качестве представителя обществен­ности предприятия-получателя: руководителей магазинов или их заместителей, даже если они не являются материально ответст­венными лицами; бухгалтеров, товароведов, работа которых свя­зана с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей; работников юридической службы.

По результатам окончательной приемки товаров составляют акт. В нем указывают количество недостающих товаров, их стоимость, приводят сведения о том, что определение количест­ва товара проводилось на исправных весах или другими измери­тельными приборами, проверенными в установленном порядке, и другие сведения. Оформляют акт в соответствии с установ­ленной формой. К нему прилагают копии сопроводительных документов, документ, удостоверяющий полномочия выделен­ного для участия в приемке товаров представителя, и другие ма­териалы, предусмотренные правилами приемки товаров.

Если при приемке товаров выявлены излишки, то об этом также составляют акт.

Претензии о недостаче товаров, как и уведомление об излишках, направляют поставщику в установленные договором с ним сроки.

Если товары поступили в таре-оборудовании с исправными пломбами, то получатель обязан при их приемке от органов транспорта проверить соответствие количества единиц тары-оборудования данным, указанным в сопроводительных документах, а также исправность тары-оборудования и чехлов и соответствие оттисков на пломбах контрольным оттискам. Удостоверившись в исправности тары-оборудования и чехлов, работник магазина, принимающий товары, делает отметку в сопроводительных документах о том, что товары приняты за исправной пломбой. Окончательная приемка товаров осуществляется без участия лица, доставившего товар.

При нарушении целостности пломбы или неисправности тары-оборудования составляют акт, в котором указывают расхождения по всей поступившей партии товаров с сопроводительными документами. Акт составляют по установленной форме в четырех экземплярах.

Приемка товаров по качеству. Приемка товаров по качеству должна быть проведена в установленные сроки. Если поставщик находится в том же населенном пункте, где расположен магазин, то поступившие от него товары принимают в течение 10 дней (скоропортящиеся — в течение 24 ч) с момента их получения. При иногородней поставке срок приемки товаров составляет 20 дней с момента их поступления, а по скоропортящимся продуктам — остается прежним. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приемка непродовольственных товаров должна I быть проведена не позднее 60 дней, продовольственных (кроме 3 скоропортящихся) — не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров — не позднее 48 ч с момента их поступления в магазин.

В эти же сроки следует составить акты о результатах проверки качества поступивших товаров.

В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям.

Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт. В нем указывают количество осмотренных то­варов и характер выявленных дефектов. Одновременно надо создать необходимые условия для сохранности поступивших товаров.

Для окончательной приемки товаров создается комиссия. В ее работе должен участвовать представитель одногороднего от­правителя (изготовителя) или, если это предусмотрено догово­ром, представитель иногороднего отправителя (изготовителя). Вызов представителя отправителя (изготовителя), а также его явка для участия в двусторонней приемке товаров по качеству должны осуществляться в те же сроки, что и при приемке това­ров по количеству.

Акт о ненадлежащем качестве (некомплектности) товаров составляют с участием представителя поставщика, а при его не­явке — с участием представителя общественности, назначенно­го в установленном порядке. Проверку качества товаров в одно­стороннем порядке магазин может производить в том случае, если такой порядок приемки предусмотрен договором.

Акт о приемке товаров по качеству содержит следующие сведения:

наименование и адрес магазина-получателя товаров;

номер и дату составления акта;

место приемки товаров, время начала и окончания приемки;

фамилии, инициалы лиц, принимавших участие в приемке товаров по качеству и составлении акта, место их работы, зани­маемые должности, дату и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке качества товаров, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки товаров по качеству;

наименование и адрес изготовителя (отправителя) и постав­щика;

дату и номер уведомления о вызове представителя изготови­теля (отправителя) или отметку о том, что вызов представителя изготовителя (отправителя) не предусмотрен;

дату и номер договора на поставку товаров и сопроводительных документов;

дату прибытия груза на станцию назначения, время его выя дачи транспортной организации, время вскрытия транспортного средства, время доставки груза в магазин;

номер и дату коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если он был составлен при получении товара;

условия хранения товаров на складе магазина до составления акта;

состояние тары и упаковки в момент осмотра товаров;

исправность пломб и правильность оттисков на них.

Указывают также количество (массу), полное наименование и список предъявленных к осмотру и фактически проверенных товаров с выделением забракованных, а также тех товаров, качество которых не соответствует качеству, указанному в соответствующем документе. Отмечают, на каком основании товары переводятся в более низкий сорт, номера стандартов, по которым проверялось качество товаров. Здесь же необходимо дать заключение о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения.

В акт могут быть внесены и другие данные, которые, пой мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать для подтверждения ненадлежащего качества товаров.

О скрытых недостатках, обнаруженных в товарах с гарантийным сроком службы, акт составляют в течение пяти дней; с момента их выявления, но в пределах установленного гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийным срок на которые не установлен, составляют в пятидневный срои с момента обнаружения дефекта, но не позднее четырех месяцем со дня поступления товаров.

Магазин обязан принять на временное хранение недоброкачественные или некомплектные товары до принятия поставили ком решения об их дальнейшем использовании.

Претензия о несоответствии качества (некомплектности) товаров должна быть заявлена поставщику в сроки, предусмотренные договором. К претензии должен быть приложен акт и все другие документы (сопроводительные и т. д.).

Если недоброкачественность обнаружена покупателем, то к акту магазина прикладывают: заявление покупателя с заключе­нием магазина, фабричный ярлык или копию товарного чека и документы, подтверждающие стоимость ремонта.