logo
КНИГА ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ

Глава 3. Стандартизация

Статья 11. Цели стандартизации

Стандартизация осуществляется в целях:

повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопас­ности жизни или здоровья животных и растений и содействия со­блюдению требований технических регламентов;

повышения уровня безопасности объектов с /четом риска воз­никновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера;

обеспечения научно-технического прогресса; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

рационального использования ресурсов;

технической и информационной совместимости;

сопоставимости результатов исследований (испытаний) и из­мерений, технических и экономико-статистических данных;

взаимозаменяемости продукции.

Статья 12. Принципы стандартизации

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: добровольного применения стандартов; максимального учета при разработке стандартов законных ин­тересов заинтересованных лиц;

применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и геогра­фическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Статья 13. Документы в области стандартизации

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

национальные стандарты

правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

применяемые в установленном порядке классификации, общероссий­ские классификаторы технико-экономической и социальной информации:

стандарты организаций.

Статья 14. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации

1. Национальный орган Российской Федерации по стандартиза­ции (далее — национальный орган по стандартизации):

утверждает национальные стандарты;

принимает программу разработки национальных стандартов;

организует экспертизу проектов национальных стандартов;

обеспечивает соответствие национальной системы стандарти­зации интересам национальной экономики, состоянию материаль­но-технической базы и научно-техническому прогрессу;

осуществляет учет национальных стандартов, правил стандар­тизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

создает технические комитеты по стандартизации и координи­рует их деятельность;

организует опубликование национальных стандартов и их: рас­пространение;

участвует в соответствии с уставами международных организа­ций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

представляет Российскую Федерацию в международных органи­зациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

2. Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.

3. В целях настоящей статьи под опубликованием националь­ного стандарта национальным органом по стандартизации понима­ется опубликование национального стандарта на русском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользова­ния в электронно-цифровой форме.

4. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных ор­ганизаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по 1 стандартизации: утверждается национальным органом по стандар­тизации.

Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.

Статья 15. Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации

1. Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе, правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

2. Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.

Национальный стандарт применяется на добровольной основу равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

3. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийские классификаторы) — нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и соци­альную информацию в соответствии с ее классификацией (классами группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-эконо­мической области (в том числе в области прогнозирования, стати­стического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информа­ционных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Правила разработки и утверждения национальных стандартов

1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и ут­верждает программу разработки национальных стандартов. Нацио­нальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов заинтересован­ным лицам для ознакомления.

2. Разработчиком национального стандарта может быть любое

лицо.

3. Уведомление о разработке национального стандарта на­правляется в национальный орган по стандартизации и публикует­ся в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форма и в печатном издании федерального органа ис­полнительной власти по техническому регулированию. Уведомле­ние о разработке национального стандарта должно содержать ин­формацию об имеющихся в проекте национального стандарта по­ложениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

Разработчик национального стандарта должен обеспечить дос­тупность проекта национального стандарта заинтересованным ли­цам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинте­ресованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

В случае если разработчиком национального стандарта явля­ется федеральный орган исполнительной власти, плата за предос­тавление копии проекта национального стандарта вносится в фе­деральный бюджет.

4. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересо­ванных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартиза­ции и технические комитеты по стандартизации по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта нацио­нального стандарта до дня опубликования уведомления о заверше­нии публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техниче­скому регулированию и в информационной системе общего поль­зования в электронно-цифровой форме.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный про­ект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

6. Порядок опубликования уведомления о разработке проекта на­ционального стандарта и уведомления о завершении публичного обсу­ждения проекта национального стандарта и размер платы за их опуб­ликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандарти­зации, который организует проведение экспертизы данного проекта.

8. На основании указанных в пункте 7 настоящей статьи доку­ментов и с учетом результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит мотивированное предложение об утвер­ждении или отклонении проекта национального стандарта. Данное предложение одновременно с указанными в пункте 7 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направляется в национальный орган по стандартизации.

Национальный орган по стандартизации на основании докумен­тов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национально­го стандарта.

9. Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит Опубликованию в печатном издании федерального органа исполнильной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в тече­ние тридцати дней со дня утверждения национального стандарта. Ш В случае, если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением указанных в пункте 7 настоящей статьи документов на­правляется разработчику проекта национального стандарта. Ер 9. Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе до общего пользования в электронно-цифровой форме перечень рациональных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов.

Статья 17. Стандарты организаций

1. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 12 настоящего Федерального закона.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по

стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

2. Стандарты организаций применяются равным образом и а равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказа­ния услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые явля­ются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.