logo
История экономики ТИМОФЕЕВ

Классическая модель организации

Основной классической модели является представление о том, что организация – лишь результат действий управляющих, которые ее полностью конструируют и владеют ею. Ее сердцевина – процесс труда. Организация рассматривается как безличный механизм, административная пирамида с различными уровнями управления, пронизанными формальными связями. Главное в этой модели – единство командования и четкое распределение обязанностей. Основные средства—планирование, координация, контроль.

Основные черты организации классической модели можно представить следующим образом:

1. Организационные цели — получение экономических других данных результатов, вклад в их достижение.

2. Структура и процессы — рационально построенные иерархические структуры, четко регламентированные процессы по выполнению заранее специализированных функций.

3. Характер организационного поведения — выполнение предписанных функций, работ, полностью регулируемое рациональное поведение.

4. Тип системы управления — механистический, т.е. совокупность элементов формальной структуры (подразделений, функций, должностей и т.д.), взаимодействующих, подобно механизму, для достижения целей.

5. Развитие сознательное, продуманное, заранее обоснованное и спланированное, приспособленное к меняющимся условиям.

6. Главные направления совершенствования — рационализация формальных структур, регламентация процессов, планомерная переподготовка или замена кадров.

Основными характеристиками модели являются цели и соответствующая им иерархия органов управления и должностей. Иерархия дополняется системой формально вводимых правил и процедур. Человек рассматривается как исполнитель запрограммированных предписаний, а организация — как набор механических, более или менее автономных частей, каждая из которых в отдельности может быть усовершенствована для повышения эффективности организации в целом. Стимулирование и контроль строятся таким образом, чтобы обеспечить поведение людей в соответствии с приведенными положениями.

Организация выступает в качестве замкнутой системы, а улучшение ее функционирования обеспечивается за счет внутренней рационализации без учета внешней среды.