logo
История экономики ТИМОФЕЕВ

27. Теории поведения потребления и производителя (предприятия).

Потребительское поведение методологически исходит из теории предельной полезности. Полезность есть удовольствие или удовлетворение, которые потребители получают от покупаемых товаров и услуг.

Предельная полезность товара — это изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги на одну единицу при условии, что потребление других товаров остается неизменным, или другими словами — полезность, получаемая от потребления каждой дополнительной единицы товара.

Общая полезность — это мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период времени. В экономической литературе принято обозначать предельную полезность MU, общую полезность TU. Предположим, что мы измеряем предельную полезность кого-то товара — X. При данных обозначениях алгебраическое выражение предельной полезности товара X будет выглядеть следующим образом: где TUx — приращение общей полезности; Qx — малое (единичное) приращение количества товара X. Предельная полезность имеет свойство уменьшаться, в то время как общая — возрастать. Сформулируем закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена.

Второй закон Госсена гласит: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величиной.

Возможности потребителя характеризуют линии бюджетного ограничения (бюджетные линии).

Уравнение бюджетного ограничения имеет вид: Px*Qx+Py*Qy=1

где Рххy,Qy — соответственно цены и количества товаров X и У.

Смысл бюджетного ограничения состоит в том, что доход потребителя равен сумме расходов на покупку товаров X и У.

Наши предпочтения от покупок при ограниченном бюджете выражаются через кривые безразличия.

Кривая безразличия — это множество точек, представляющих равноценные для потребителя наборы из двух товаров, — они имеют одинаковую полезность.

Оптимум потребителя (максимум благосостояния при данном ограничении) достигается в точке касания бюджетной линии кривой безразличия.

Теория поведения производителя изучает соотношение между количеством применяемых ресурсов и объемом выпуска.

Экономическая эффективность — это производство данного объема продукции с минимальными издержками.

В долгосрочном периоде действует принцип экономии от масштаба. В краткосрочном периоде расширение производства подчиняется закону убывающей производительности (отдачи) переменного фактора.