logo
История экономики ТИМОФЕЕВ

Потребители и конкуренты.

Различия потребителей проявляются на 3 уровнях: особи, индивида и личности.

Как особи люди различаются по полу, весу, отпечаткам пальцев, быстроте реакции; как индивиды они обладают различными биографией, опытом и характером, традициями восприятия; как личности — тем или иным соотношением, иерархией предметов потребностей — мотивов.

Существует 5 типов потребителей, различающихся по своим поведенческим стратегиям на рынках.

1. Индивидуальные потребители, т.е. такие, которые приобретают товары исключительно для своего личного пользования. Так поступают одинокие и живущие отдельно от семьи граждане. Их доля составляет в России около 1/5 всего взрослого населения. Прежде всего индивидуальные потребители интересуются потребительскими качествами товара: полезностью, относительной ценой, внешними данными, внутренней упаковкой.

2. Семьи или домохозяйства — основной тип потребителя продуктов питания и непродовольственных потребительских товаров, за исключением одежды и личных вещей. Решения принимаются либо супругами совместно, либо главой семьи.

3. Посредники осуществляют закупки не для потребления, а для последующей перепродажи. Посредников в основном интересуют не потребительские качества товара, а их меновые характеристики — спрос, абсолютная цена, рентабельность, скорость обращения, транспортная упаковка, срок хранения.

4. Снабженцы или представители фирм.

Обычно процесс покупки, начиная с осознания проблемы и заканчивая оценкой работы поставщика, подвергается четкой формализации. При этом учитываются все, что только может быть учтено: цена и качественные характеристики каждого изделия, оперативность поставок и транспортные расходы, полнота ассортимента, репутация производителя, классификация персонала, консультации и справочная литература, быстрота реакции на пожелания клиента, возможность получения кредита или рассрочки платежа.

5. Чиновники или ответственные лица государственных и общественных учреждений — профессионалы широкого профиля. Особенность этого рынка заключается в том, что чиновники расходуют не собственные, а общественные средства, и процедура эта формализована и бюрократизирована.

Типы конкурентов:

1) желания-конкуренты: желание, которое потребитель, возможно, захочет удовлетворить;

2) товарно-родовые конкуренты;

3) товарно-видовые конкуренты;

4) марки-конкуренты: разные марки одного и того же товара, способные удовлетворить желание.

Уровни конкуренции:

1) предприятие оценивает тех, кто предлагает подобный товар в той же ценовой зоне;

2) предприятие распространяет определение конкурента на все фирмы, удовлетворяющие одну и ту же нужду;

3) предприятие включает в число своих конкурентов предприятия, которые продают товары такого же назначения.