logo
История экономики ТИМОФЕЕВ

46. Эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода — это изменение спроса на товар как результат колебания покупательной способности, вызванного изменением цен. Очевидно, что при падении цен на товары при неизменной величине номинального дохода потребителя происходит изменение покупательной способности данной суммы денег. По существу снижение цен приводит к увеличению реального дохода.

В ответ на изменение реального дохода потребитель изменяет объем потребления различных видов благ в зависимости от их оценки качества. Следует помнить, что рост дохода стимулирует спрос на нормальные товары и уменьшает спрос на товары низшего качеств. Однако потребитель, если не хочет увеличения потребления подешевевших товаров, может перейти на потребление аналогичных, но более качественных и дорогих товаров. Эффект дохода вызывает в этом случае эффект замещения (субституции). Эффект замещения будет иметь место и тогда, когда потребитель начнет покупать больше товаров, на которые снизились цены, и заменять ими товар, на который цены постоянны или даже выросли.

Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом из дохода и личных предпочтений.

Потребительская корзина — набор товаров и услуг, который обладает определенной полезностью для потребителя.

Общая полезность — это удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц товара.

Предельная полезность — полезность, равная приращению, увеличению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы данного товара. Отражает степень настоятельности потребности.

Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара - закон убывающей предельной полезности.

При максимизации общей полезности от потребления предельная полезность на один рубль продукции одинакова для всех продуктов. В этом случае цена продукции отражает ее предельную полезность, и, стало быть, наступает равновесие потребителя при неизменной покупательной способности денег. Именно при этих условиях возникает понятие «излишек потребителя». Смысл этой категории заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы. А это значит, что на каждой единице товара, предшествующей последней, потребитель получает некоторую выгоду. Итак, излишек потребителя — это разница между той суммой, которую потребитель был бы согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обуславливая способность и желание потребителя купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.