logo
История экономики ТИМОФЕЕВ

75. Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация.

Расширенную классификацию маркетинговых стратегий разработал профессор О. Виханский. Он рассматривает стратегии роста и дает им название «эталонные стратегии».

Классификация маркетинговых стратегий профессора О. Виханского:

1) стратегии концентрированного роста, т.е. стратегии, приуроченные к изменениям продукта и рынка;

2) стратегии бизнеса, которые предполагают увеличение организации при присоединении новых структур. Существует два основополагающих типа стратегий интегрированного роста:

а) стратегия обратной вертикальной интеграции;

б) стратегия вперед идущей вертикальной интеграции;

3) стратегия диверсифицированного роста — осуществляется тогда, когда предприятие неспособно больше функционировать на данном рынке с имеющимся продуктом в секторе определенного вида производства;

4) стратегия сокращения — проводится в том случае, когда организации необходимо произвести перегруппировку сил после продолжительного периода роста.

Стратегии целенаправленного сокращения бизнеса:

а) ликвидации;

б) «сбора урожая»;

в) сокращения.

Любую ситуацию, при которой фирме не хватает времени подготовиться к изменениям, можно назвать кризисной. Чтобы этого избежать, следует вовремя устранять причины, в связи с которыми экономика фирмы оказалась в кризисе.

Анализ, проведенный на отечественных предприятиях, которые находятся в кризисной ситуации, установил комплекс причин, из-за которых предприятие оказывается в кризисе. Их принято разделять на 2 группы:

1) внешние причины, которые не зависят от предприятия;

2) внутренние причины кризиса.

Поиск возможностей выхода из экономического кризиса напрямую связан с устранением причин, вызвавших его появление. Большое внимание уделяется тщательному изучению внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те составляющие, которые на самом деле имеют значение для организации, и на основании оценки реального положения предприятия формируются причины кризисного состояния.

Для того чтобы установить ясную картину развития ситуации, полученные итоги следует правильно сопоставить, объединить в единое целое несколько этапов анализа:

1) анализ макросреды, которую целесообразно поделить на четыре сектора:

а) политическое окружение;

б) экономическое окружение;

в) социальное окружение;

г) технологическое окружение;

2) анализ конкурентной среды по ее пяти составляющим:

а) покупатели;

б) поставщики;

в) конкуренты внутри отрасли;

г) потенциальные новые конкуренты.