logo
История экономики ТИМОФЕЕВ

48. Внутренняя и внешняя среда.

Среда организации - совокупность условий, оказывающих влияние на деятельность организации и на возможности управления ею.

Внутренняя среда организации включает производство, организационную структуру и систему управления, маркетинг, финансы. На основе анализа потенциальных возможностей фирмы менеджеры (руководители) выявляют сильные и слабые стороны ее деятельности, выясняют, какие ресурсы имеются в наличии, какие требуется приобрести и по какой цене, сможет ли производство обеспечить надлежащее количество товара соответствующего качества.

Каждый из элементов внутренней среды отвечает за определенную сферу деятельности:

1) в работе производственного подразделения учитывается объем и темпы выпуска продукции, ее ассортимент, разработка новых товаров и услуг, обеспечение производственного процесса сырьем и материалами, масштабы запасов и скорость их использования, наличный парк оборудования и степень его использования, резерв производственных мощностей, применяемая технология и ее обновление, влияние производства на экологическую ситуацию;

2) финансовой службой во внимание принимаются возможности привлечения финансовых ресурсов, включая собственные и заемные средства, и направление их использования, обеспечение прибыльности и рентабельности деятельности организации, ее финансовой устойчивости и платежеспособности;

3) службой снабжения и сбыта основное внимание уделяется возможностям транспортировки продукции, хранению и размещению товарных запасов, их уровню, наличию и емкости складских помещений и хранилищ, доработке и упаковке товаров, их продаже;

4) задачи маркетинговой службы — исследование рынка товаров, каналов сбыта, меры по стимулированию сбыта своей продукции, нововведения, бюджет маркетинга;

5) в задачи службы по управлению персоналом включаются разработка требований к персоналу в соответствии с должностью и профессией работников, набор и отбор персонала, меры по стимулированию труда персонала, обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала, исследование рынка труда. Внешняя среда включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов.

Характеристики внешней среды:

1) взаимосвязанность факторов внешней среды — это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;

2) сложность внешней среды — число факторов, на которые организация обязана реагировать;

3) подвижность среды — это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации;

4) неопределенность внешней среды — количество информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также уверенность в этой информации.