logo
История экономики ТИМОФЕЕВ

Маркетинг и общество.

В середине 1980 гг. концепция маркетинга претерпела существенные изменения. В развитие общества были положены системы экологических оценок. Предприниматели-новаторы в своих компаниях начали разрабатывать и реализовывать программы переработки вторичного сырья, утилизации городского мусора, внедрения новых безотходных и энергосберегающих технологий.

Экологически осознанный маркетинг сегодня характерен для наиболее дальновидных предпринимателей. Фирму «Кока-Кола» считают высокоответственной организацией, которая производит прекрасные напитки. Но организации защиты интересов потребителей предъявляют ей обвинения в том, что напиток «Кока-Кола» содержит сахар и кофеин, вредные для здоровья.

Важный фактор ограничения хозяйственной деятельности и переориентации ее на удовлетворение потребности граждан — появление движения в защиту прав потребителей.

Существуют следующие принципы социально ориентированного маркетинга:

1) основная цель предприятия должна состоять в удовлетворении разумных, здоровых потребностей потребителей в соответствии с гуманными интересами общества;

2) предприятие должно быть постоянно занято поиском возможностей создания новых товаров, полнее удовлетворяющих потребности покупателей. Оно должно быть готовым к систематическому внесению в товары усовершенствований в соответствии с интересами покупателей;

3) предприятие должно отказываться от производства и продажи таких товаров, которые не пользуются спросом на рынке;

4) потребители, опираясь на собственные действия и общественное мнение, должны поддерживать только те предприятия, которые подчеркнуто проявляют заботу об удовлетворении нормальных здоровых потребностей;

5) предприятия должны создавать и внедрять в практику такие программы социально-экономического развития, которые служат не только интересам самого предприятия, но и полезны для социального развития региона, в котором это предприятие функционирует.

Маркетинг так или иначе затрагивает интересы каждого. Рассмотрим, что следует ожидать обществу от системы маркетинга:

1) достижение максимальной потребительской удовлетворенности. Согласно достаточно распространенной точке зрения цель системы маркетинга — достижение максимальной потребительской удовлетворенности;

2) предоставление максимально широкого выбора. Для потребителя необходимо создать возможность найти товары, которые наиболее полно отвечают его вкусу и позволяют получить наибольшее удовлетворение;

3) максимальное повышение качества жизни. Многие считают, что основная цель системы маркетинга заключается в улучшении качества жизни. Это понятие включает качество, количество, ассортимент, доступность стоимости товаров, рост разнообразия и объемов услуг.