logo
История экономики ТИМОФЕЕВ

8. Конкуренция и ее виды.

Конкуренция — борьба между предпринимателями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наибольшей прибыли.

Совершенная конкуренция — это тип рынка, характеризующийся наличием большого количества продавцов, предлагающих однородную продукцию. Каждый отдельный продавец не имеет возможности оказывать влияние на рыночную цену продукции.

Выделяют виды конкуренции: монополистическую и олигополистическую.

На рынке монополистической конкуренции решающее значение приобретает конкуренция между крупнейшими корпорациями — внутриотраслевая, межотраслевая, в рамках национальных хозяйств и в масштабе всей капиталистической системы.

Важнейшая особенность монополистической конкуренции — ведется посредством маневрирования ценами: системы тайных скидок и уступок по сравнению с объявленными ценами для крупных покупателей; общими и частичными распродажами товаров по сниженным ценам; установлением одинаковой цены на товары различного качества.

Олигополистическая конкуренция создается небольшим количеством продавцов, чувствительных к политике ценообразования и маркетинговой стратегии. Для олигополистической формы характерны высокий уровень концентрации капитала и производства, способность влиять на объемы производства и уровень цен в отрасли.

По масштабам развития конкуренция может быть:

1) индивидуальной (один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

2) местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территории);

3) отраслевой (в одной из отраслей рынка ведется борьба за получение наибольшего дохода);

4) межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за наиболее прибыльные сферы приложения капиталов, за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

5) национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны.

По характеру развития конкуренция подразделяется на:

1) свободную конкуренцию - на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах; никем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами;

2) регулируемую конкуренцию—государство воздействует на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма.

По методам ведения рыночная конкуренция делится на ценовую конкуренцию (предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты) и неценовую конкуренцию (основана на предложении товара более высокого качества, с большими надежностями и сроками службы).