logo
История экономики ТИМОФЕЕВ

Формирование рыночной стратегии.

Рынок — это форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Механизм цен — ключевое звено рыночных отношений, так как именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложение товаров и услуг со спросом на них. Это значит, что рынок существует лишь в том случае, если силы спроса и предложения ведут, в конечном счете, к изменению уровня цен или, наоборот, если цены способны вызвать изменения в объеме покупок и продаж товаров.

Ключевым звеном рыночной системы являются цены, выполняющие 3 главные функции:

1) информационную. Заключается в том, что цены, по которым продаются товары и услуги, а также соотношение между ценами обеспечивают потребителей, производителей и владельцев ресурсов важной информацией, которая им необходима для того, чтобы в условиях рыночной системы принять решение: что, в каком месте, у кого и в каком количестве покупать и покупать ли вообще;

2) стимулирующую. Она заключается в том, что любое изменение в соотношении цен на разные товары приводит к движению и передислокации ресурсов. В условиях свободного рынка рост дохода и прибыли притягивает ресурсы, а убытки их отталкивают. Прибыль в экономике — это вознаграждение для тех, кто эффективно использует ресурсы, а убытки — наказание для тех, что своей деятельностью снижает ценность ресурсов. Для эффективного функционирования рыночной системы требуются не только прибыли, но и убытки, которые помогают направить ограниченные ресурсы на самое выгодное их использование; 3) распределительную — чем выше цена на какой-либо товар или услугу по сравнению с другими товарами и услугами при прочих равных условиях, тем меньше у людей желания и возможностей их покупать. Чем ниже цена, тем больше данных товаров люди пожелают и смогут купить. Цены выступают в качестве рыночного способа нормирования ограниченных ресурсов, товаров и услуг. Условия формирования рыночной стратегии:

1) общественное распределение труда (специализация);

2) права частной собственности на средства производства и производственные продукты.

Границы рынка какого-либо товара определяются тем, на какое расстояние этот товар можно перевести при условии, что его цена позволит покрыть затраты на перевозку. Они зависят также от издержек, связанных с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта. Данные издержки получили название транзакционных. Границы рынка устанавливаются естественным образом и зависят как от характера товара и затрат на его перевозку, так и от величины издержек обмена.