24. Вертикальная дифференциация организационной системы.
Вертикальная дифференциация связана с разделением работ по уровням иерархии в организации и служит основанием при формировании ее вертикальной структуры. Каждая вертикальная структура имеет совершенно определенные каналы реализации властных полномочий и обмена информацией. При распределении заданий, полномочий и обязанностей формируется система соподчиненности — направлений, по которым распределяются властные полномочия между работниками, находящимися на различных уровнях иерархии. Линия соподчиненности определяет, кто обладает полномочиями отдавать распоряжения и кто кому подотчетен. Наиболее простая и распространенная система соподчиненности называется линейной организационной структурой. В этом случае передача власти осуществляется от верхних эшелонов к нижним. Более сложной является линейно-штабная организационная структура. В организации этой формы также четко выражена соподчиненность сверху донизу, но она представлена функциональными группами работников, находящихся под началом административного аппарата. Главное преимущество линейно-штабной организационной структуры состоит в возможности подключать к процессу принятия решений специалистов в конкретных областях.
При формировании вертикальной структуры управления происходит группирование людей и работ в соответствии с оптимальным интервалом или масштабом управления. Масштаб (интервал) управления (называется также сферой контроля) — это число людей или производственных единиц, за которыми наблюдает менеджер. Интервал управления часто определяют как «узкий» или «широкий». Узкий интервал управления характеризуется минимальным количеством подчиненных у одного руководителя и предполагает построение много уровневой организационной структуры. Такое группирование людей и работ имеет и преимущества, и недостатки. Так, при меньшем количестве подчиненных руководителю легче осуществлять контроль за их работой, поэтому у него появляется возможность делать это более качественно и быстро. Однако при таком построении связей у руководителя может появиться стремление к вмешательству в их непосредственную работу. Широкий масштаб управления предполагает максимально возможное количество подчиненных у одного руководителя и минимальное количество уровней иерархии. Такое группирование людей и работ характеризуется следующими преимуществами. Имея много подчиненных, руководитель вынужден делегировать свои полномочия, что является положительным фактом. При этом, наделяя своих подчиненных правами по выполнению работы, руководитель должен быть уверен, что они с ней справятся, поэтому чаще всего в таком случае подбирается сильная и квалифицированная команда. К недостаткам широкого масштаба управления можно отнести так называемый «эффект бутылочного горла», т.е. перегруженность руководителя рутинными задачами и в связи с этим возможная потеря контроля над подчиненными.
- Оглавление:
- Глава 1. История экономикиИзменить оглавление
- Глава 2. Маркетинг
- Глава 3. Теория организации
- Глава 4. Экономическая теория
- История экономики.
- 1. Кочевничество
- 2. Оседлость
- 3. Присваивающее хозяйство
- 4. Производящее хозяйство
- 5. Становление цивилизации как воспроизводящего хозяйства
- 6. Роль античного наследия в развитии европейской культуры
- 7. Вклад восточных цивилизаций (китая, индии, арабского востока)
- 8. Имперский тип воспроизводства: иерархия власти и собственности на ближнем и среднем востоке, в индии, китае и риме
- 9. Цивилизация христианского запада
- 10. Средневековье
- 11. Возрождение
- 12. Реформация и «дух капитализма»
- 13. Становление индустриальной цивилизации: движущие силы и институты индустриализации в континентальной европе и сша
- 14. Имперская модернизация японии
- 15. Периодические кризисы и длинные волны
- 16. Олигополия
- 17. Становление современной крупной корпорации
- 18. Различные модели «государства благосостояния»
- 19. Современная научно-техническая революция (нтр)
- 20. Сдвиги к постиндустриальному обществу
- 21. Новые индустриальные страны
- 22. Геополитические изменения в мире на рубеже 1980-1990-х гг.
- 23. Мировой финансовый кризис конца хх в.
- 24. Экономические проблемы третьего мира
- 25. Восточные славяне. Образование древнерусского государства. Социально-экономическое развитие. Особенности ранней феодализации
- 26. Общественное разделение труда у восточных славян. Появление городов, развитие торговли в древней руси
- 27. Внутреннее развитие руси
- 28. Принятие христианства и крещение руси
- 29. Деньги и их роль в киевской руси
- 30. Феодальная раздробленность. Рост феодального землевладения. Экономические основы и политические условия развития русских земель в XII–XV вв
- 31. Русь в условиях монголотатарского владычества. Социально-экономические и политические последствия монголотатарского ига
- 32. Экономика руси в период феодальной раздробленности. Русская колонизация волго-окских земель
- 33. Особенности функционирования торговой сферы экономики. Активизация денежного обращения. Приоритет внешней торговли над внутренней
- 34. Основные условия и этапы объединения русских земель в централизованное государство
- 35. Экономическая политика россии второй половины XV–XVII вв
- 36. Процесс закрепощения крестьян
- 37. Развитие ремесла и торговли
- 38. Образование всероссийского рынка
- 39. Социально-экономическое развитие россии после смуты
- 40. Предпосылки петровских реформ
- 41. Сущность реформ петра I. Итоги реформ петра I
- 42. Крестьянский вопрос. Сельское хозяйство и землепользование при екатерине II
- 43. Промышленность, торговля и финансы при екатерине II
- 44. Социально-экономическая политика екатерины II. Дворянство и система местного самоуправления во второй половине XVIII в
- 45. Общие итоги экономического развития россии к концу XVIII в
- 46. Социально-экономическое развитие россии в первой половине XIX в
- 47. Крымская война и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Хозяйственно-экономическое развитие россии в первой половине XIX в
- 48. Отмена крепостного права. Экономические предпосылки ликвидации крепостничества. Расслоение российской деревни. Основные типы сельских хозяйств
- 49. Реформы александра II. Несоответствие политического строя новым экономическим условиям. Особенности российского колониализма
- 50. Основные положения законодательства о крестьянах
- 51. Отношение крестьян к реформе 19 февраля 1861 г
- 52. Положение сельского хозяйства в 1860-1870-х гг
- 53. Российское фермерство после отмены крепостного права
- 54. Модель аграрной экономики россии начала хх в
- 55. Крестьянский поземельный банк (1883–1916 гг.)
- 56. Аграрная реформа п. А. Столыпина
- 57. Капиталистическая модернизация и индустриализация россии в конце XIX – начале XX вв
- 58. Первые социалистические преобразования. Военный коммунизм как этап становления командно-административной системы (1917–1921 гг.)
- 59. Нарастание кризисных явлений в экономике и начало нэпа
- 60. Экономическое развитие страны
- 61. Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере
- 62. Нарастание кризисных явлений в экономике
- 63. Формирование экономики власти (1928–1940 гг.)
- 64. Экономика ссср на кануне вов
- 65. Первая и вторая мировые войны: экономические причины (в том числе колониальный раздел мира)
- 66. Следствия первой и второй мировых войн. Складывание центров экономической мощи в европе и азии
- 67. Советская экономика в годы войны
- 68. Послевоенное развитие народного хозяйства
- 69. Страна накануне реформ
- 70. Реформирование советской экономической системы
- 71. Преобразования в социальной сфере
- 72. Советская экономика в эпоху командно-административной системы. Особенности экономической и политической жизни
- 73. Экономика развитого социализма. Поиски новых форм и методов управления. Реформы 1960-1970-х гг.: сущность, цели, методы и итоги
- 74. Ссср и мир в середине 1960 – начале 1980-х гг. Политика разрядки: надежды и результаты
- 75. Предистория перестройки. Предпосылки ее возникновения
- 76. Реформирование политической системы. Анализ либеральных и других движений. Кризис политической системы
- 77. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г. Программа «500 дней»
- 78. Диалектика «нового мышления». Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы
- 79. Денежная реформа. Попытки преобразования экономики. В. С. Павлов и денежная реформа
- 80. Россия в первой половине 1990-х гг
- 81. Продолжение курса реформ, шоковая терапия
- 82. Проблемы сохранения единства россии. Новая конституция
- 83. Приватизация
- 84. Россия во второй половине 1990-х гг
- 85. Денежная масса и инфляция в 1995 г
- 86. Денежные доходы населения и прожиточный минимум
- 87. Экономические кризисы второй половины 1990-х гг
- 88. Механизмы адаптации в реальном секторе
- 89. Структурный кризис в российской экономике
- 90. Предприниматели и предпринимательская деятельность в россии: история и современность
- Маркетинг
- Сущность и цели маркетинга.
- Принципы и функции маркетинга. Эволюция маркетинга.
- Концепции маркетинга.
- Основные понятия маркетинга.
- Структура маркетинга.
- Процесс управления маркетингом.
- Правовое регулирование маркетинговой деятельности.
- Маркетинговая среда.
- Покупательское поведение потребителей. Внутренние и внешние факторы поведения.
- Социальная стратификация.
- Группы и групповые коммуникации.
- 12 . Семья и домохозяйство.
- Разработка товаров. Товарная марка.
- Товарная классификация.
- Упаковка товара. Требования к упаковке.
- Маркетинговый подход к разработке новых товаров и проблемам «жизненного цикла товаров».
- Потребительские свойства товара.
- Установление цен на товары. Задачи, политика и подходы к политике ценообразования.
- Методы распространения товара: каналы распределения и товародвижения.
- Оптовая и розничная торговля.
- Продвижение товаров.
- 23. Процесс принятия решения о покупке.
- Покупка. Реакция на покупку.
- Рынок предприятий и поведение покупателей.
- 1) Рынок товаров промышленного назначения;
- Потребители и конкуренты.
- Роль маркетинга в экономическом развитии страны.
- Цели, задачи и направления маркетинговых исследований.
- Современные информационные технологии и маркетинговые исследования.
- Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации.
- Виды, источники и методы сбора маркетинговой информации.
- Разработка плана маркетинговых исследований.
- Определение объема и процедуры выборки, организация сбора данных.
- 34. Методы анализа, прогнозирование маркетинговых исследований.
- Рынок товаров промышленного назначения.
- Взаимодействие с организациями в области маркетинговых исследований.
- Сегментирование рынка.
- Выбор целевых сегментов и п03иционир0вание товара.
- Стратегии маркетинга.
- Формирование товарной политики.
- Формирование рыночной стратегии.
- Разработка ценовой политики.
- Формирование спроса.
- Организация деятельности маркетинговой службы.
- Комплекс маркетинга.
- Стратегия коммуникации и стимулирования.
- Реклама. Стимулирование сбыта и продаж.
- Функции, задачи и требования к рекламе.
- Организация и управление рекламной деятельности.
- Средства рекламы и особенности их выбора.
- Рекламные агентства.
- Связи с общественностью (pr).
- Основные направления деятельности pr.
- Личная продажа и управление сбытом.
- Формирование имиджа предприятия.
- Прямой маркетинг. Личные продажи.
- Ведение деловых переговоров. Работа торгового агента.
- Стимулирование сбыта и продаж. Приемы содействия продажам.
- Оценка эффективности коммуникационных стратегий предприятия.
- Банковский маркетинг и его особенности.
- Управление маркетингом на корпоративном уровне.
- Конкурентные преимущества предприятия.
- Управление маркетингом на функциональном уровне.
- Управление маркетингом на инструментальном уровне.
- Управление товаром, ценой, каналами распределения.
- Функциональные связи маркетинга на предприятии.
- Конкуренция в маркетинге.
- 68. Агромаркетинг и его особенности.
- 69. Стратегия, планирование, маркетинговый контроль.
- 70. Бюджет маркетинга.
- 71. Особенности выбора стратегии развития фирм.
- 72. Контроль, оценка и аудит маркетинга.
- 73. Организация и система маркетинговых планов.
- 74. Финансы и контроль маркетинга.
- 75. Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация.
- Особенности маркетинга в сфере услуг.
- Маркетинг и общество.
- Сущность международного маркетинга.
- Инвестиции в международной практике.
- Глобализация экономики и стратегии международного развития.
- Маркетинговые исследования на мировых рынках.
- Стратегии выхода на зарубежные рынки.
- Деятельность транснациональных корпораций (тнк).
- Товар маркетинговой деятельности.
- Товарные стратегии в международном маркетинге.
- Системы товародвижения в международном маркетинге.
- 87. Основные проблемы в сфере международного маркетинга.
- Ценообразование в международном маркетинге.
- Глава 3. Теория организации.
- Теория организации: понятие, предмет и объект
- Понятие организации и системы.
- Классификация систем и их свойства окружающая внешняя среда.
- Управляемые системы и их особенности.
- Социальные организации.
- Производственные организации.
- Модель организации: первичные переменные.
- Модель организации: переменные управления и эффективности
- Законы строения организаций.
- Законы функционирования организаций.
- Закон развития организации.
- Границы теории организации.
- Теория организации ф. Тейлора.
- Принципы организации а. Файоля. Бюрократия вебера.
- Принципы э. Мэйо и хоторнский эксперимент.
- Ч. Барнард и целенаправленные организации.
- 17. Д. Макрегор и теория х – теория y.
- Современная теория организации.
- Классическая модель организации
- Бюрократическа и неоклассические модели.
- Институционная и системная модели.
- Понятия структуры организации.
- Горизонтальная дифференциация организационной системы.
- 24. Вертикальная дифференциация организационной системы.
- 25. Формализация в организационной структуре.
- 26. Централизация в организационной структуре.
- 27. Базовые элементы структуры организации.
- 28. Формы строения организации: простая структура и машинная бюрократия.
- 29. Формы строения организации: профессиональная бюрократия
- 30. Формы строения организации: дивизиональная структура и адхократия.
- 31. Проектная структура организации.
- 32. Матричная структура организации.
- 33. Сетевая структура организации.
- 34. Сущность организационного проектирования.
- 35. Процесс организационного проектирования.
- 36. Этапы организационного проектирования.
- 37. Методы организационного проектирования.
- 38. Сущность организационной культуры и принципы ее построения.
- 39. Понятие организационных изменений.
- 40. Анализ ситуации изменения.
- 41. Преодоление сопротивления переменам.
- 42. Выбор стратегии изменения.
- 43. Программа организационных изменений.
- 44. Управление изменениями и организационное развитие.
- 45. Понятие эффективности деятельности организации.
- 46. Факторы эффективности организации.
- 47. Оценка эффективности деятельности организации:
- 1 И 2 этапы.
- 48. Оценка эффективности деятельности организации: 3 и 4 этапы.
- Экономическая теория
- 1. Понятие, предмет, методы и функции экономической теории.
- 2. Экономические агенты.
- 3. Собственность и хозяйствование. Структура прав собственности.
- 4. Экономические интересы.
- 5. Проблема выбора оптимального решения.
- 1) По целевому назначению:
- 2) По степени завершенности производства:
- 6. Экономическая стратегия.
- 7. Экономическая политика.
- 8. Конкуренция и ее виды.
- 9. Экономические блага и их классификация.
- 10. Взаимодополняемость, взаимозамещение благ.
- 11. Фактор времени и дисконтирования.
- 12. Потоки и запасы.
- 13. Номинальные и реальные величины.
- 14. Кругообороты благ и доходов.
- 15. Затраты и результаты в деятельности фирмы.
- 16. Альтернативные издержки (издержки упущенных возможностей).
- 17. Экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом
- 18. Экономические риски и неопределенность.
- 19. Внешние эффекты (экстерналии).
- 20. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе.
- 21. Метод сравнительной статики.
- 22. Показатели эластичности.
- 23. Закон предложения, закон спроса, равновесие.
- 24. Рынок.
- 25. Равновесие денежного рынка. Равновесная цена.
- 26. Товар как экономическая категория. Излишки потребителя и производителя.
- 27. Теории поведения потребления и производителя (предприятия).
- 28. Монополия.
- 29. Естественная монополия.
- 30. Ценовая дискриминация.
- 31. Олигополия.
- 32. Монополистическая конкуренция.
- 33. Барьеры входа и выхода (в отрасль).
- 34. Сравнительное преимущество.
- Производственная функция.
- 36. Факторы производств.
- 37. Рабочая сила.
- 38. Физический капитал.
- 39. Инфляция.
- 40. Безработица.
- 41. Рынки факторов производства.
- 42. Рента.
- 43. Заработная плата.
- 44. Бюджетное ограничение.
- 45. Кривые безразличия.
- 46. Эффект дохода и эффект замещения.
- 47. Понятие предприятия.
- 48. Внутренняя и внешняя среда.
- 49. Диверсификация, концентрация и централизация производства.
- 50. Открытие и закрытие предприятий.
- 51. Банкротство.
- 52. Валовые выручка и издержки.
- 53. Прибыль фирмы и ее максимизация.
- 54. Чистый денежный. Поток.
- 55. Приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности.
- 56. Постоянные и временные издержки.
- 57. Общие, средние и предельные величины выручки и издержек, показатели эффективности.
- 58. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная).
- 59. Неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.
- 60. Общественное воспроизводство..
- 61. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы.
- 62. Валовой внутренний продукт (производство, распределение, потребление).
- 63. Личный располагаемый доход.
- 64. Конечное потребление.
- 65. Модели потребления.
- 66. Сбережения.
- 67. Инвестиции (валовые и чистые).
- 68. Национальное богатство.
- 69. Отраслевая и секторальная структура национальной экономики.
- 70. Межотраслевой баланс.
- 71. Теневая экономика.
- 72. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель ad-as).
- 73. Мультипликатор автономных расходов.
- 74. Адаптивные и рациональные ожидания.
- 75. Денежное обращение (м. Фридмен). Сеньораж.
- 76. Возникновение и функции денег. Количественная теория денег.
- 77. Государственный бюджет.
- 78. Дефицит и профицит государственного бюджета.
- 79. Налоги. Виды налогов.
- 80. Закрытая и открытая экономика.
- 81. Валютный курс.
- 82. Паритет покупательной способности.
- 83. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель is - lm).
- 84. Основные макроэкономические проблемы. Стабилизационная политика.
- 85. Теория «длинных волн» кондратьева.
- 86. Теория экономического роста.
- 87. Теория экономического цикла.
- 88. «Золотое правило накопления».