logo
История экономики ТИМОФЕЕВ

Маркетинговый подход к разработке новых товаров и проблемам «жизненного цикла товаров».

Концепция «жизненного цикла товара» (ЖЦТ) считается одной из самых популярных концепций маркетинга. Согласно ей жизненный цикл товара включает 5 этапов: разработку товара; выведение на рынок; рост; зрелость; упадок.

Для каждого товара фирма должна разработать стратегию его жизненного цикла. Любой товар имеет свой жизненный цикл с присущим ему специфическим набором проблем и возможностей.

Для завоевания рынка необходимо время, следовательно объем продаж растет с небольшой скоростью. Дохода на данном этапе нет или он очень маленький из-за небольшого объема продаж и больших затрат на распространение и стимулирование сбыта. При выведении новинки на рынок фирма может принять одну из нескольких маркетинговых стратегий. Высокая цена в комплексе с интенсивным стимулированием дает возможность быстрого снятия сливок. Но, с другой стороны, новому товару можно установить низкую первоначальную цену и стимулировать сбыт (тактика быстрого проникновения). Плохое стимулирование при низкой цене характеризует тактику медленного проникновения. Необходимо помнить, что начальная стратегия — это только первый шаг маркетингового плана жизненного цикла товара. Если фирма изначально грамотно разыграет свои карты, у нее будет огромный шанс завоевать и сохранить лидерство на рынке.

Если на новый товар есть спрос, товар переходит к этапу роста, где продажи начинают стремительно расти. Существуют конкуренты, которые придают товару новые свойства, вследствие чего рынок таких товаров расширяется. Увеличивается число дистрибьюторов, что тоже приводит к росту продаж. Цены слегка снижаются. Чтобы сохранить уровень продаж, фирма улучшает качество товара, разрабатывает новые модели товара, осваивает новые сегменты рынка и новые каналы распространения.

Далее товар переходит на этап зрелости. Продажи обычно замедляются. Большое число конкурентов рынка вызывает более жесткую конкуренцию. Они начинают сбивать цены, увеличивать расходы на рекламу и стимулирование сбыта и увеличивать расходы на исследования и разработки. Прибыль падает, из-за чего более слабые конкуренты отступают от борьбы. На данном этапе фирма стремится найти новых потребителей и новые сегменты рынка. Чтобы привлечь новых потребителей, фирма может изменить свойства товара, маркетологи могут попробовать ускорить продажи за счет одного или нескольких элементов комплекса маркетинга. Они могут опустить планку цены, улучшить качество рекламы или использовать агрессивные меры по стимулированию сбыта, найти дополнительные каналы распространения.

После этапа зрелости наступает этап упадка, когда продажи падают и, как следствие, компании уходят с рынка.