logo
История экономики ТИМОФЕЕВ

28. Монополия.

В зависимости от степени убывания конкуренции выделяют четыре основных типа рыночных структур или моделей рынка, а именно чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

Совершенная конкуренция представляет собой экономическую ситуацию, при которой никто не может воздействовать на рыночную цену продаваемого или покупаемого товара, то есть спрос на продукцию отдельной фирмы является абсолютно эластичным.

Несовершенная конкуренция связана с понятием рыночной власти, которая представляет собой возможность для фирмы оказывать влияние на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая при этом объем производства и сбыта.

Для чистой (абсолютной) монополии характерна ситуация, когда единственная фирма является продавцом продукции, не имеющей близких заменителей (субститутов), искусственные и естественные барьеры для вступления в отрасль практически непреодолимы.

Любого покупателя или продавца, способного оказывать существенное влияние на рыночную цену, характеризуют как обладающего монопольной властью. Государственное вмешательство может улучшить распределение ресурсов и ограничить монопольную власть.

Условия возникновения монополий:

1) товар производится единственной фирмой, и потребитель ничем не может его заменить;

2) цена товара полностью контролируется продавцом: другие фирмы не допускаются к производству товара посредством технических, финансовых, юридических и экономических преград. Объективные причины монополий:

1) наличие единственного месторождения полезного ископаемого или иного экономического ресурса; '

2) государственное регулирование в интересах общества экономического спроса некоторых товаров: табака, алкоголя, оружия, наркотиков и др.;

3) экономическая целесообразность конкуренции, когда производство продукции одной фирмой обходится дешевле обществу, чем двумя и более: коммунальные службы и техническая инфраструктура территорий. Монополия бывает желательна:

1) в условиях экономического кризиса она является наиболее жизнеспособной экономической структурой;

2) фирмы-монополисты наиболее чувствительны к научно-техническому прогрессу, вкладывают в развитие производства крупные инвестиции, позволяющие обеспечить рост производительности труда и конкурентоспособность товаров на мировых рынках.

Ситуация, когда на рынке имеется только один покупатель (монополия на стороне спроса), называется монопсонией. Если единственному продавцу противостоит единственный покупатель, то данная рыночная структура называется двусторонней монополией. Если в отрасли функционируют лишь две монополии, то наблюдается дуополия. Структура рынка с несколькими покупателями называется олигопсонией.