logo
История экономики ТИМОФЕЕВ

22. Показатели эластичности.

Под эластичностью следует понимать процент изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу величины другой переменной

Под эластичностью спроса следует понимать степень изменения спроса в ответ на изменение цен.

Под эластичностью предложения следует понимать относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемых к продаже.

Эластичность предложения больше 1 — предложение эластично. Эластичность предложения меньше 1 - предложение неэластично.

Зависимость спроса от товаров-субститутов и товаров, взаимодополняющих друг друга, называется перекрестной эластичностью.

Перекрестная эластичность спроса по цене — это процентное изменение объема спроса на некий товар при увеличении цены другого товара на 1 %. Перекрестная эластичность спроса — показатель тенденции покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае, если цена на первый из них сильно меняется.

Если товары взаимозаменяемые, то перекрестная эластичность спроса между ними положительна, если товары взаимо дополняемые, то перекрестная эластичность между ними отрицательна.

Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:

где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).

Значение коэффициента зависит от того, какие товары рассматриваются — взаимозаменяемые или взаимо дополняемые.

Перекрестный коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется спрос на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется спрос или предложение данного товара при изменении определяющего их фактора на 1 %.

Эластичность предложения по цене — отношение процентного изменения величины предлагаемого товара к заданному процентному изменению в цене этого товара при прочих равных условиях. Эластичность предложения по цене характеризует реакцию предложения на изменение цены товара.

Если товары являются взаимозаменяемыми — коэффициент перекрестной эластичности положителен. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин. Чем выше положительная перекрестная эластичность спроса па цене между любой парой товаров, тем с большей легкостью покупатели заменяют один товар. Если товары являются взаимо дополняемыми, как, например, бензин и автомобили, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет отрицательным.

Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.