logo
История экономики ТИМОФЕЕВ

33. Барьеры входа и выхода (в отрасль).

Чистая монополия появляется на рынке тогда, когда при вступлении в отрасль или выходе из нее существуют входные или выходные барьеры.

Барьер в широком смысле — преграда, препятствие на пути. Барьер в сфере бизнеса - препятствие к проникновению на рынок новых конкурентов и попыткам фирм, действующих на нем, уйти с него.

Входные барьеры обусловлены:

1) высоким уровнем капиталоемкости, вследствие чего фирма экономит на масштабах производства (автомобильная промышленность);

2) тарифными скидками (воздушные перевозки);

3) территориальным размещением магазинов (розничная торговля);

4) естественной монополией (газо- и водоснабжение, выработка электроэнергии);

5) определенными мерами государственной политики (введение импортных пошлин ограничивает конкуренцию со стороны иностранных фирм и способствует монополизации внутреннего рынка);

6) наличием контроля над ключевыми видами ресурсов или над технологиями (через патенты);

7) отсутствием желания у потребителей экспериментировать с новыми и неопробованными изделиями, когда уже существуют разновидности, предлагаемые производителями данного рынка.

Входные барьеры препятствуют утверждению на рынке новых конкурентов. Смысл их состоит в том, чтобы сделать затраты, связанные с проникновением на рынок, настолько высокими, чтобы под угрозу была поставлена окупаемость инвестированных капиталов. Существует для того, чтобы с их помощью взимать «вступительный взнос» или увеличивать риск для новичков.

Для того чтобы быть в состоянии предлагать свою продукцию по рыночной цене, фирма, выходящая на рынок монополии, должна иметь возможности организовать крупномасштабное производство. Но для фирмы, которая только начинает свое дело, это довольно сложно выходные барьеры также обусловливают сохранение монополий, так как принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где низка рентабельность или отсутствуют доходы на вложенный капитал (судостроение, сталелитейная промышленность).

Причины установления выходных барьеров:

1) необходимость списания крупных инвестиций;

2) нежелание утратить свой имидж;

3) честолюбие менеджера;

4) вмешательство правительства;

5) большие затраты на ликвидацию предприятия;

6) профсоюзная оппозиция;

7) оппозиция поставщиков, клиентуры и дилеров. Выходные барьеры могут иметь социально-политический, экономический и эмоциональный характер. Эмоциональный характер проявляется в ситуациях, когда хозяйственные организации, преуспевающие в новых сферах деятельности, держатся за свое прежнее дело, невзирая на значительные потери. Такие случаи редки, но они обычно создают серьезные трудности для компаний, образующихся в соответствующих отраслях промышленности.