logo
История экономики ТИМОФЕЕВ

29. Формы строения организации: профессиональная бюрократия

Профессиональная бюрократия основывается на ключевой позиции оперативного центра. Организации такого типа используют сложные, изменяющиеся технологии. Поэтому стандартизация заданий сочетается с детальным разделением труда и предполагает активное участие высоко квалифицированного персонала. Процедуры принятия решений в этом случае носят преимущественно децентрализованный характер, используются мало формализованные правила, что обеспечивает свободу (гибкость) выбора.

Примером профессиональных бюрократий являются все учреждения системы образования, медицинского обслуживания (за исключением научно-исследовательских центров), юридические консультации и др., т.е. те организации, которые применяют стандартные наборы программ (методов, процедур) к вполне определенному набору задач.

Сильные и слабые стороны профессиональной бюрократии:

1) способность эффективного выполнения специализированных заданий с использованием процедур диагностики; в отличие от механистических бюрократий, применяющих стандартную программу действий к заранее определенной ситуации, в профессиональных бюрократиях выполнение заданий включает два этапа: этап диагностики, на котором производится выбор одной из стандартных программ, и этап исполнения, предполагающий использование стандартной программы в конкретной ситуации;

2) в силу профессионального характера труда контроль за деятельностью исполнителей находится в руках самих операторов - профессионалов. Поэтому такие структуры не эффективны в двух случаях: при отсутствии необходимого профессионального уровня операторов и низком самосознании оператора - профессионала, когда он сосредоточивается в своей деятельности на использовании какой-либо одной программы действий — той, которая у него лучше получается или больше ему нравится, — в ущерб другим; 3) профессиональные бюрократии, также как и механистические, не приспособлены к существенным инновациям, так как последние связаны с дополнительной координацией деятельности.