logo
История экономики ТИМОФЕЕВ

Сегментирование рынка.

Сегментирование рынка — это процесс моделирования или разработки товара или услуги, при котором они адресуются некой опознаваемой части целевого рынка. Для сегментирования рынка альтернативой является агрегированный (совокупный) рынок или массовый маркетинг, при котором всем потребителям предлагаются идентичные товары или услуги.

Сегментация и выявление целевого рынка состоят в том, что предприятие должно выявить группы потребителей, отличающиеся однородным характером потребительских предпочтений и однотипной реакцией на меры маркетингового воздействия. Главная цель — достижение преимуществ по сравнению с фирмами-конкурентами, повышение эффективности и целенаправленности своих действий, уход от конфликтов и обострения прямой конкурентной борьбы на рынке. Кроме того, предполагается выбор наиболее соответствующего профилю и возможностям фирмы целевого сегмента рынка.

Сегментация дает возможность:

1) более точно очертить целевой рынок в значениях потребностей клиентов;

2) определить преимущества или слабости в борьбе за освоение данного рынка;

3) более четко поставить цели и прогнозировать возможности успешного проведения маркетинговой программы.

Чтобы быть полезным, сегмент должен: 1) обладать возможностью его измерения, т.е. может быть получена информация по принципиальным параметрам покупателя;

2) быть достаточно широким и (или) рентабельным, чтобы для него стоило разрабатывать специфический план маркетинга;

3) иметь возможность доступа. Предприятие должно иметь возможность эффективно осуществлять свои коммерческие усилия на выбранном сегменте;

4) отличаться от других сегментов с точки зрения установленных переменных;

5) должна быть возможность выполнения предприятием своего плана.

Рынок состоит из множества типов потребителей, множества товаров, нужд. Группы потребителей могут формироваться по географическим, демографическим, социографическим, поведенческим признакам.

Процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах, характеристиках и (или) поведении называется сегментированием рынка.

Потребители, выбирающие товар независимо от его цены, составляют один сегмент рынка. В другом сегменте находятся те, кто обращает внимание на цену. Вряд ли все потребители остановят свой первый выбор на одной и той же марке товара.

Существует два возможных пути позиционирования товара:

1) разработка товара, которого еще не было на рынке;

2) позиционирование рядом существующих конкурентов плюс борьба за рыночную долю.