logo
История экономики ТИМОФЕЕВ

32. Монополистическая конкуренция.

Совершенная конкуренция — это тип рынка, характеризующийся наличием большого количества продавцов, предлагающих однородную продукцию.

Условия существования совершенной конкуренции:

1) никто из агентов рынка не может повлиять на цены;

2) товары унифицированы для покупателей, а покупатели равны для продавцов;

3) свобода входа и выхода;

4) равный доступ к информации;

5) рациональное поведение покупателей и продавцов.

Полной противоположностью совершенной конкуренции выступает чистая (абсолютная) монополия. Для данного типа рынка характерна ситуация, когда единственная фирма является продавцом продукции, не имеющей близких заменителей (субститутов).

Монополистическая конкуренция характеризуется большим количеством производителей и продавцов, выпускающих дифференцированную продукцию. Для данной модели рынка характерна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Доступ на рынок является относительно свободным, однако некоторые барьеры существуют, например патенты, лицензии и др. Контроль над ценами ограничен.

Особенности монополистической конкуренции:

  1. большое количество фирм-продавцов на рынке из-за простоты вхождения в рынок;

2) на рынке высока дифференциация товара по отличиям в качестве, условиях продажи и обслуживания, по степени доступности товара для покупателей, а также по мнимым условиям и особенностям: упаковке, рекламе, торговым знакам и маркам. Дифференциация продукции дает каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент может слегка повышать цену, не теряя при этом всех своих традиционных покупателей;

3) неценовая конкуренция соседствует с ценовой, а контроль рыночной ценой незначителен. Чтобы поднять цены и увеличить объем продаж,

привлекается внимание покупателей — регистрируются торговые марки, проводятся рекламные компании. Возникает монополия на определенную модификацию товара, в рамках которой ценовое поведение монополистического конкурента подобно чистой конкуренции.

Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта присущ розничной торговле, легкой и пищевой промышленности.

Монополия и монополистическая конкуренция практически идентичны в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров для вхождения в рынок новых фирм, монополистическая конкуренция позволяет фирмам войти в рынок, когда ' есть сверхприбыль, и покинуть его в случае убытков. Но поскольку барьеры вхождения отсутствуют, фирмы в монополистически конкурентных отраслях не могут рассчитывать на получение значительной прибыли в долгосрочном периоде.