logo
История экономики ТИМОФЕЕВ

72. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель ad-as).

Совокупный спрос (AD) — это сумма всех видов спроса на конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке:

AD = C + I + G + X, где С—спрос на потребительские товары и услуги; I — спрос на инвестиционные ресурсы; G — спрос на товары и услуги со стороны государства; X — чистый экспорт, разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары. Совокупный спрос определяет, какое количество товаров и услуг потребители готовы приобрести при том или ином уровне цен.

Факторы, влияющие на изменение совокупного спроса:

1) уровень цен;

2) уровень процентной ставки по ссудам;

3) ввоз импортных товаров в страну и др. Совокупное предложение (AS) — объем произведенных благ и услуг, который может быть предложен потребителям на рынке.

Факторы, влияющие на совокупное предложение:

1) уровень цен;

2) технологическая структура производства;

3) объем применяемых ресурсов;

4) производительность труда;

5) изменение рыночной структуры;

6) изменение цен на факторы производства. Виды рыночного равновесия:

1)равновесие на одном рынке;

2) совместное равновесие, складывающееся на рынках благ денег и ценных бумаг;

3) общее равновесие на всех рынках. Математическая модель равновесия совокупного спроса и совокупного предложения (Л. Вальрас):

где Р — цены произведенных благ; X — количество благ;

V— цены проданных производительных услуг; Y— потребленные объемы производительных услуг.

Левая сторона формулы отражает стоимостной объем предложения, а правая — общий спрос на доходы, полученные от продажи факторов производства и производимых ими услуг.

Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения есть общее равновесие — определенный момент воспроизводственного процесса, когда происходит удовлетворение покупателей и продавцов результатами взаимного обмена доходов и товаров при оптимальном уровне цен. Развитие экономики в этом случае принимает стабильный характер.

Факторы нарушения равновесия и появления временного неравновесия и нестабильной экономической конъюнктуры:

1) совокупный спрос превышает совокупные предложения (AD > AS). Пути стабилизации — либо повышение цен, либо увеличение выпуска продукции предпринимательскими структурами;

2) совокупный спрос окажется меньше предложения (AD < AS). Пути стабилизации — сократить производство благ либо оставить выпуск продукта стабильным, но понизить цены.