logo
История экономики ТИМОФЕЕВ

29. Естественная монополия.

Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворять весь рыночный спрос без того, чтобы отдача от масштаба стала снижаться.

При монополии такого типа входные барьеры основываются на особенностях технологий, отражающих естественные законы природы. Рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, оно может привести к росту затрат и чрезмерному удорожанию производимой продукции или услуги. Примеры естественных монополий: городской водопровод, электрические сети, трубопроводный транспорт, централизованное теплоснабжение, городская канализация.

Способы регулирования естественных монополий:

1) принятие государством (или муниципалитетом) на себя обязанности предоставлять соответствующий вид услуг. Государственная (муниципальная) компания может получать субсидии из государственного (местного) бюджета;

2) установление величины прибыли в регулируемой цене продукции, услуг естественных монополий. Определяется тарифная база, которая измеряет величину капитала, используемого компанией для осуществления регулируемых видов деятельности. Затем устанавливается разумная норма прибыли на капитал, равная стоимости привлечения капитала (его альтернативным затратам). Она устанавливается на уровне нормы прибыли конкурентных отраслей со сходным хозяйственным риском. В мировой практике в тарифной базе учитывается стоимость привлечения действующего капитала (не включаются строящиеся объекты до ввода их в эксплуатацию), а в российской практике учитывается полная величина предстоящих капиталовложений.

Регулируемая цена естественных монополий равна текущим затратам производства плюс прибыль, исчисленная по ставке разумной нормы прибыли, примененной к установленной тарифной базе.

Чтобы устранить преднамеренное завышение затрат естественными монополиями, необходим контроль за их эксплуатационными и капитальными расходами на основе деятельного изучения каждого аспекта деятельности компании, каждой сделки;

3) инициирование органами власти конкуренции за рынок там, где конкуренция внутри рынка невозможна. Регулирующий орган проводит аукцион и предоставляет на определенное время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Часть получаемой монополистами прибыли будет перечислена в бюджет как плата за право обслуживать рынок. Чем большим будет число конкурирующих за это право предприятий, тем большая часть прибыли может быть изъята в бюджет. Факторы, которые могут вывести фирму из разряда естественных монополий:

1) рост численности населения;

2) либерализация внешней торговли;

3) удешевление транспорта и др.