logo search
История экономики ТИМОФЕЕВ

Сущность и цели маркетинга.

В основе термина маркетинг лежит слово market, что означает «рынок». Под маркетингом понимается такой вид рыночной деятельности, при котором производителем используется системный подход и программно-целевой метод решения хозяйственных проблем, а рынок, его требования и характер реакции являются критерием эффективности деятельности.-

Маркетинг — это комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследований и прогнозирования рынка, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента предоставляемых сервисных услуг. Маркетинг является в определенном смысле направляющей производства, полностью подчиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов.

Выделяют три типа маркетинга:

1) маркетинг товаров производственно-технологического назначения;

2) маркетинг потребительских товаров;

3) маркетинг услуг.

Цели маркетинга:

1) достижение максимально возможного потребления;

2) достижение максимальной потребительской удовлетворенности.

Система должна дать потребителю возможность найти товары, которые в наибольшей степени отвечают его вкусу. Потребители должны иметь возможность максимально улучшить свой образ жизни, а следовательно, и получить наибольшее удовлетворение;

3) предоставление максимально широкого выбора; 4) максимальное повышение качества жизни. Это понятие складывается из:

а) качества, количества, ассортимента, доступности и стоимости товаров;

б) качества физической среды;

в) качества культурной среды.

Сущность маркетинга состоит в следующем: следует производить только ТО, что безусловно найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю «не согласованную» предварительно с рынком продукцию. В основе деятельности производителей, работающих на основе принципов маркетинга, лежит девиз «Производить только то, что требует рынок, покупатель». Современный маркетинг основан на принятии оптимальных, рациональных управленческих решений на базе многовариантных экономических расчетов и ориентирован на создании организационных, юридических и экономических условий для эффективного устойчивого развития предприятия и обеспечения ему максимальной прибыли и достойного положения на рынке.