logo search
История экономики ТИМОФЕЕВ

Институционная и системная модели.

Институционная модель рассматривает организацию как политический институт, как объединение групп, каждая из которых преследует свои цели. В соответствии с институциональной моделью нормальное функционирование организации обусловливается не только рациональностью структуры, учетом социально-психологических запросов ее членов как индивидов, но и учетом запросов социальных групп, действующих как внутри, так и в не организации. Характерные черты модели: 1. Организационные цели — достижение целей развития организации. 2. Структуры и процессы — согласование социальной, неформальной структуры с формальными структурами организации, при котором неформальным системам придается ведущее значение. 3. Характер организационного поведения — установление порядка, при котором направляющие установки социального действия признаются членами коллектива как моральные и социально важные для существования организации. 4. Тип системы управления—сочетание органических и механистических систем управления, которые взаимодействуют и в ряде случаев противоборствуют в достижении целей организации. 5. Развитие — реализация изменений, обеспечивающих преодоление внутриорганизационных противоречий и конфликтов. 6. Главные направления совершенствования — решение возникающих проблем на основе учета взаимных требований и осуществления уступок, ведущих к определенным компромиссам между группами. Системная модель стремится представить организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных частей и переменных, и рассматривает любую организацию как социальную систему, входящую в состав более широкой системы общества. Характерные черты: 1. Организационные цели — обеспечение множества как внешних (экономических, технических и т.д.), так и внутренних (социально-психологических и др.) результатов, находящихся во взаимосвязи и определяемых состояниями выходов системы в целом и ее подсистем. 2. Структуры и процессы—взаимосвязанные формальные и неформальные характеристики организаций, установленные как под влиянием централизованных предписаний, так и на основе не формального приспособления организации и к решению возникающих проблем. 3. Характер организационного поведения — действия, обусловленные комплексом влияний со стороны внешних факторов системы управления, групповых или частных отношений и регулируемые лишь частично. 4. Тип системы управления — блочный, т.е. сочетание механистических и органических подсистем в зависимости от требований ситуации (среды, целей, кадров, технологии). 5. Развитие — организационные нововведения и перестройки, возникающие как сознательно, так и самопроизвольно по мере выявления организационных проблем, поиска путей их решения, внедрения результатов. 6. Главные направления совершенствования — осуществление поэтапных, взаимосвязанных мероприятий по перестройке формальных и не формальных характеристик организаций на основе обратной связи.