logo search
История экономики ТИМОФЕЕВ

10. Взаимодополняемость, взаимозамещение благ.

Взаимозаменяемые блага (субституты) — блага, свойства которых схожи, и которые способны удовлетворять одну и ту же потребность.

Взаимодополняемые блага (комплементарные) — блага, совместно удовлетворяющие одну потребность.

Изобретение новых продуктов меняет объемы спроса на существующие взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага. Если товары взаимодополняемые, то увлечение цены одного из них ведет к снижению объема спроса на другой. Если товары взаимозаменяемые, то наоборот, увеличение цены на один товар увеличивает спрос на другой. В то же время, увеличение цены одного взаимозаменяемого товара приведет к увеличению цены и другого, так как повысится спрос на него, но издержки остаются прежними и объем предложения увеличится лишь за счет роста цен.

Анализ поведения цены и спроса одного из взаимосвязанных товаров в зависимости от изменения другого позволяет принять рациональное решение при распределении ресурсов.

Снижение цен на взаимодополняющие товары подсказывает, что рационально направить ресурсы для производства благ, которые используются вместе с ними.

Необходимо отличать совокупную (общую) полезность и предельную полезность.

Общая полезность — это мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период времени. Предельная полезность товара — это изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги на одну единицу при условии, что потребление других товаров остается неизменным.

В основе закона спроса лежат следующие принципы:

1) убывающей предельной полезности;

2) эффекта дохода;

3) эффекта замещения.

Эффект замещения заключается в следующем: изменение цен приводит к изменению относительной привлекательности различных продуктов для потребителей, т.е. снижение цены некоторого товара вызовет рост спроса на него со стороны индивидуального потребителя. Следовательно, эффект замещения — изменение структуры спроса, которое вызвало увеличение закупок подешевевшего товара, замещающего остальные товары с неизменными ценами, так как они стали теперь относительно более дорогими.

Эффект дохода — изменение структуры покупательского спроса, вызванного ростом дохода от снижения цен. Эффект дохода состоит в изменении цен, которое, в свою очередь, приводит к перемене и изменению реальных доходов потребителя.

Изменение спроса на любой конкретный товар оказывает влияние на цены на взаимосвязанные товары, блага. Увеличение цены одного взаимозаменяемого товара приведет к увеличению цены и другого, так как повысится спрос на него, но издержки остаются прежними и объем предложения увеличится лишь за счет роста цен.