logo search
История экономики ТИМОФЕЕВ

26. Товар как экономическая категория. Излишки потребителя и производителя.

Товар — продукт труда, произведенный для обмена и способный удовлетворить человеческие потребности. Товаром является экономическая категория, выражающая отношения купли-продажи способностей работника к труду.

Особенности товара:

1) имеет стоимость, цену и потребительную стоимость;

2) является главным условием возникновения и функционирования рыночной экономики;

3) в процессе потребления (использования) потребительная стоимость этого товара может возрастать.

Качество товара — оценка потребителем соответствия товара назначению, которая включает в себя оценку объективных потребительских свойств (производительность, надежность, ремонтопригодность) и субъективных (модность, престижность, легкость в эксплуатации).

Излишек потребителя и излишек производителя — меры общественной выгоды, получаемой покупателями и продавцами в результате свободного рыночного обмена на основе равновесных цен.

Излишек потребителя — это разница между ценой спроса, т.е. максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за определенной количество товара, и количеством денег, которое они действительно отдали при сложившейся цене равновесия.

Излишек, получаемый производителями, представляет собой разницу между рыночной ценой, которую они получили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были продать свой товар.

Сумма излишков потребителей и производителей — общественная выгода, возникшая в связи с существованием рыночного равновесия. Она иллюстрирует экономическое явление: цена рыночного равновесия позволяет рыночным агентам согласовывать свои действия, приходить к взаимному компромиссу. Конкурентное равновесие позволяет обеспечить максимальный выигрыш для обоих участников рыночных отношений.

Результаты такого явления оцениваются в экономической теории с помощью, так называемой эффективности по Парето, получившей название по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето. Считается, что точка равновесия на конкурентно рынке эффективна по Парето, поскольку при иных условиях становится невозможным повышение благосостояния одних участников обмена без ущерба для других.

Теоремы, которыми формируется связь между эффективностью по Парето и конкурентным равновесием:

1) первая теорема экономической теории благосостояния: если существует свободный рынок, то экономика эффективно распределяет ресурсы;

2) вторая теорема экономической теории благосостояния: для всякого эффективного по Паре-то распределения ресурсов найдется такой вариант их перераспределения, что данное эффективное по Парето распределение окажется конкурентно равновесным для нового распределения ресурсов.