logo search
История экономики ТИМОФЕЕВ

31. Олигополия.

Олигополия характеризуется существованием на рынке относительно малым количеством крупных фирм, продукция которых может быть как однородной, так и дифференцированной. Особенностью олигопольного рынка является взаимозависимость решений фирм относительно цен на продукцию и объему ее производства.

Для олигопольного рынка характерна ломаная кривая спроса. Между фирмами существует конкуренция, сговор по поводу цен отсутствует. Результат зависит от поведения конкурентных фирм при изменении цены одним из участников данного рынка.

Жесткая олигополия — когда на всем рынке господствуют 2—3 фирмы.

Расплывчатая олигополия — когда 6— 7 фирм делят 70—80 % рынка, а оставшаяся часть приходится на так называемое конкурентное окружение.

Сбалансированная олигополия — несколько фирм одинакового размера.

Асимметричная олигополия — один продавец-лидер и ряд небольших торговцев.

Каждая фирма при выборе решения относительно цены и объема производства не может не учитывать реакцию и поведение других фирм.

Основные признаки олигополии:

1) немногочисленность фирм;

2) наличие «ценового лидера». Вместо ценовой конкуренции за покупателя фирмы часто ориентируются на лидера в ценах (ведущая фирма отрасли назначает свои цены, а остальные им следуют);

3) трудность входа (существует ряд барьеров);

4) товарная дифференциация: существенна для отдельных товаров и мала для стандартизированных товаров.

На рынке с плотной олигополией предпочтение отдается неценовой конкуренции. Это позволяет олигополистам уменьшить неопределенность, получать экономическую прибыль и препятствовать проникновению в отрасль новых конкурентов. Виды неценовой конкуренции:

1) тайный сговор о ценах, заключенный устно на неофициальных встречах. Дополняется такими формами неценовой конкуренции, как предоставление скрытых скидок и дополнительных услуг, улучшение форм обслуживания клиентов, обеспечение наилучшим послебытовым обслуживанием;

2) лидерство в ценах — все конкуренты на данном рынке следуют ценовой политике ведущего или господствующего олигополиста. Ценовой лидер не реагирует на незначительные колебания в условиях издержек и спроса. Изменение цен происходит только в том случае, если имеют место значительные отклонения в стоимости тех или иных факторов производства или изменения в условиях функционирования предприятия либо выпуска продукции;

3) ценовая накидка — цена на олигополизированном рынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к которым прибавляется накидка обычно в размере определенного процента. Экономические последствия олигополии:

1) развитие научно-технического прогресса;

2) увеличение занятости;

3) рост объема производства;

4) повышение качества продукции.