logo search
История экономики ТИМОФЕЕВ

30. Ценовая дискриминация.

Покупатели и продавцы оказывают воздействие на цену.

В условиях чистой монополии цены не могут быть сколь угодно высоки, так как их рост ограничивается платежеспособным спросом.

Эластичность спроса — это возможность замены одного товара на другой, степень потребности в нем, степень насыщенности рынка товарами и др.

В условиях несовершенной конкуренции власть монополии над ценой тесно связана с эластичностью спроса: она тем выше, чем ниже эластичность.

Монополия — единственный поставщик товара, на рынок, поэтому кривая спроса на ее продукцию носит убывающий характер. Увеличение продаж приводит к снижению цены, а часть покупателей, ранее платившая за товар более высокую цену, экономит расходы. Чтобы не потерять деньги этой группы покупателей и одновременно расширить границы продаж, монополия применяет увеличение дохода за счет ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация — разделение монополией рынка путем назначения цен на один и тот же товар в зависимости от готовности отдельных групп покупателей заплатить за него.

Монополия может сформировать «дорогой рынок» с высокой ценой только для той части покупателей на рынке, у которой низкая эластичность спроса, а остальные покупатели сосредоточатся на «дешевом рынке».

Суммарный доход монополии на разделенном рынке значительно больше дохода монополий на неразделенном рынке. Ценовая дискриминация — средство максимизации доходности фирмы-монополиста.

Ценовая дискриминация первой степени имеет место, когда каждая единица товара продается по ее цене спроса, так что цены, по которым товар покупается, для всех покупателей различны.

Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда разные единицы выпуска продаются по разным ценам, но каждый потребитель, покупающий одинаковое количество блага, уплачивает и одинаковую цену.

Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам продукция продается по разным ценам, но каждая единица товара, покупаемая отдельным субъектом, оплачивается им по одинаковой (не зависящей от объема продукции) цене. Такой вид ценовой дискриминации называют сегментацией рынка.

Практические приемы дискриминации рынка:

1) установление различных тарифов перевозок в зависимости от вида груза или времени поездки;

2) установление различных цен на билеты в музеи, на различные мероприятия для лиц с разной платежеспособностью;

3) применение пониженной цены при предъявлении покупателем купонов, размещенных в различных рекламных изданиях: с одной стороны, они позволяют покупателям получить индивидуальную скидку, а с другой — сформировать фирме дешевый рынок;

4) использование системы оптовых скидок.