logo search
История экономики ТИМОФЕЕВ

23. Закон предложения, закон спроса, равновесие.

Предложение — это совокупность товаров с определенными ценами, которую желают и способны продать производители.

Величина предложения — это количество товаров и услуг, которые продавцы способны и готовы продать по определенной цене, в определенном месте и в определенное время.

Закон предложения заключается в том, что предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

Неценовые факторы, влияющие на предложение: изменение издержек производства; выход на рынок новых фирм, производящих аналогичные продукты; изменение цен на другие товары, конкурирующие с данным товаром, что приводит к переливу ресурсов.

Спрос — это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар.

Под величиной спроса следует понимать количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени.

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос — спрос на данном рынке, конкретного покупателя на конкретный товар. Совокупный спрос — это общий объем спроса на товары и услуги в стране.

Между ценой товара и количеством товара, на который предъявлен спрос, существует определенная связь, которая отражается в законе спроса: при прочих равных условиях (остальные факторы, определяющие спрос, неизменны) количество товара, на который предъявлен спрос, возрастает при падении цены данного товара, и наоборот.

Из вышесказанного следует вывод, что величина спроса и цена находятся в обратной зависимости, т. е. действуют по закону обратной пропорциональности.

В основе закона спроса лежат следующие принципы:

1) убывающая предельная полезность;

2) эффект дохода;

3) эффект замещения. В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке пересечения спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а цена — равновесной ценой.

Если интересы производителя и покупателя совпадают, то устанавливается рыночное равновесие. Виды равновесия:

1) стабильное — равновесие, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние;

2) неустойчивое — равновесие, отклонение от которого не приводит к возвращению в прежнее состояние;

3) мгновенное — спрос на какой-то товар вдруг вырос, а предложение осталось прежним;

4) краткосрочное — число предприятий на данном рынке не меняется, однако предложение несколько увеличивается;

5) длительное — предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу, высокие цены позволяют создать новые мощности, создаются новые предприятия и кривая предложения становится более наклонной.